Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Защита детей от негативной информации


Последнее обновление: 2 апреля 2019

Описание

Правила освещения в средствах массовой информации антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, случаев самоубийства несовершеннолетних, а также рекомендации по освещению такой информации в сети «Интернет»

Настоящие Правила и Рекомендации разработаны Минкомсвязью России в целях реализации пункта 1.3 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 18 декабря 2018 г. № 3.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I (далее – Закон о СМИ) запрещается распространение в средствах массовой информации (далее – СМИ), а также в информационно-телекоммуникационных сетях (далее – сеть «Интернет») информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:

фамилию, имя, отчество, фото- и видеоизображение такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей,

дату рождения такого несовершеннолетнего,

аудиозапись его голоса,

место его жительства или место временного пребывания,

место его учебы или работы,

иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

При подготовке материала к печати, выпуску в эфир или к распространению иным способом нужно обеспечивать максимальную защиту от того, что личность ребенка будет раскрыта. Так, часто используемый СМИ прием «затемнения» лица пострадавшего ребенка не позволяет гарантировать его неузнаваемость, особенно в небольших городах и населенных пунктах.

Распространение информации, которая идентифицирует ребенка, в СМИ и в сети «Интернет» возможно только при соблюдении двух условий:

1) размещение такой информации необходимо для защиты прав и интересов этого ребенка;

2) наличие согласия законного представителя (если ребенку до 14 лет) или согласия и законного представителя, и ребенка (старше 14 лет).

После того как цель достигнута, распространять информацию о несовершеннолетнем нельзя.

Распространение информации без согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего возможно, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Еще более строгие требования к обеспечению конфиденциальности информации касаются случаев, когда речь идет о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетнего (статья 41 Закона о СМИ).

Такие случаи регулируются в том числе требованиями статей 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК).

В частности, частью 5 статьи 161 УПК не допускается разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя.

Согласно части 2 статьи 161 УПК данные предварительного расследования могут быть переданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Распространение информации, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в СМИ и сети «Интернет» может допускаться только в тех случаях, когда это необходимо для:

1) расследования преступления;

2) установления лиц, причастных к совершению преступления;

3) розыска пропавших несовершеннолетних.

В соответствии с частью 5 статьи 241 УПК лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в сети «Интернет» не допускается.

На основании статьи 41 Закона о СМИ также запрещено распространять в СМИ сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Запрещается также распространять сведения о несовершеннолетнем, совершившем административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Разрешение несовершеннолетнего и его законного представителя во всех рассматриваемых случаях должно быть получено СМИ в письменной форме.

При получении необходимых согласований при освещении в СМИ и сети «Интернет» антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних, а также случаев самоубийств несовершеннолетних, размещающему такую информацию необходимо быть предельно деликатным, проявлять уважение к близким родственникам, родственникам или близким лицам как несовершеннолетнего пострадавшего, так и несовершеннолетнего, нарушившего закон либо подозреваемого в совершении административного правонарушения или антиобщественного действия, или преступления, равно как и к иным участникам происшествия.

В таких случаях следует руководствоваться высокими стандартами профессиональной этики, избегая излишней эмоциональности, провокационных заголовков и изображений.

Рекомендуется быть предельно аккуратными в авторских оценках участников описываемых событий, избегая чрезмерной детализации в описании противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, а также совершенных антиобщественных действий (преступлений) с участием несовершеннолетних.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Федеральным законом предусматривается использование визуального знака информационной продукции, проставляемого производителем или распространителем информации в соответствии с возрастной классификацией — «6+», «12+», «16+», «18+». Кроме того, это определенный ориентир для родителей, призванный обратить их внимание на специфику информационной продукции. Распространение информации, запрещенной для детского просмотра, не допускается без данного знака, за исключением информации, распространяемой посредством сети интернет, кроме сетевых изданий.  

В случае если в состав одной книги входит несколько произведений, относящихся к разным возрастным категориям, рекомендуется обозначать данное издание знаком информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Использование закона информационной продукции не распространяется на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 года.

Не допускается распространение запрещенной информации без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты от указанной информации в местах, доступных для детей, а также образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций. 

В соответствии с законом №135-ФЗ запрещается распространение информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних. Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», реклама подлежит классификации, не допускается ее распространение без указания категории данной информационной продукции.

Однако необходимо учитывать, что родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, учитывая, что ответственность за жизнь и здоровье детей в первую очередь лежит на них, для защиты несовершеннолетних от негативной информации родители могут самостоятельно воспользоваться функцией «родительского контроля» с помощью настроек телевизионного приемника, а также в качестве дополнительной услуги, предоставляемой большинством операторов мультисервисных сетей. Кроме того, ведущие операторы связи (ОАО «Вымпелком», ОАО «МТС» и др.), а также поисковые интернет-компании (ООО «Яндекс», ООО «Гугл») предоставляют услуги по фильтрации нежелательного контента в интернете — контентные фильтры «родительского контроля». Такие программы есть как в платном, так и в бесплатном доступе.

Инициирование

Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также обеспечивает информационную безопасность несовершеннолетних и устанавливает условия и порядок распространения информационной продукции среди детей.

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.