В эти дни УФПС «Московский почтамт», одно их немногих московских предприятий, имеющих почти трехвековую историю развития, празднует свое 290-летие.
наверх
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

В эти дни УФПС «Московский почтамт», одно их немногих московских предприятий, имеющих почти трехвековую историю развития, празднует свое 290-летие.

В эти дни УФПС «Московский почтамт», одно их немногих московских предприятий, имеющих почти трехвековую историю развития, празднует свое 290-летие.

Хотя на самом деле эта история уходит корнями в Киевскую Русь, в XII век, когда летописец впервые в своих писаниях упомянул о Москве. Как только Москва стала центром большого княжества, там была налажена регулярная «государева» почта. Именно тогда в русской почте появилась некоторая система, что позволяло быстро и надежно доставлять сообщения в подвластные Москве княжества, так как почта с самого начала подразумевает непрерывность и регулярность действия, четко разработанные маршруты и строгие сроки доставки корреспонденции.

Однако, несмотря на это, Московский почтамт как самостоятельное предприятие – Императорский почтамт - был образован только в 1711 году. Сообщить подробные сведения о прошлом Московского почтамта можно только, начиная со второй половины XVIII столетия, так как богатейший архив почтамта сгорел во время большого московского пожара 1737 года.

С момента своего образования Московский почтамт прошел большой путь, пережил и взлеты и падения, удачи и невзгоды. И это неудивительно: любые перемены в общественной и политической жизни Москвы касались и почтового ведомства.

История Московского почтамта неразрывно связана с историей российской почты. Сначала на Руси посылали сообщения – берестяные грамоты - со случайными людьми, чаще всего с купцами, торговыми караванами. О первых же специальных гонцах, посланных с известиями на Руси, известно из «Повести временных лет». Относится этот факт к 885 году: «…послал Олег к Родимичам спрашивая…». Именно 885 год принято считать началом истории отечественной почты.

С расширением границ Московского княжества к середине XVI в. была создана прогрессивная система доставки грамот – скорая ямская гоньба. Хотя слова «ям», «дзям» (дорога) и «ямчи» (проводник) появились на Руси в период татаро-монгольского нашествия, ямская гоньба – явление чисто русское, самобытное, неизвестное больше ни в одной стране мира. С 1550 года на Руси почтовыми делами стал ведать Ямской приказ, который регулировал сбор прогонных денег, занимался организацией и содержанием ямов, выдавал подорожные, вершил суд не только над ямщиками, но и над всеми жителями ямских слобод. Дважды, в 1618-1619 и 1625-1628 гг. судьей Ямского приказа состоял знаменитый военачальник Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642). На рубеже XVII – XVIII вв. окончательно сложилась система российской почты как организации, работавшей не хуже, а в некоторых моментах даже лучше, чем почты Западной Европы. Иностранцы, посещавшие в то время Россию, не видели разницы между ямской гоньбой и европейской почтой.

Работа Ямского приказа всегда была под жестким контролем правительства, особенно это касалось сохранности корреспонденции. Всякого, потерявшего царскую грамоту, ждало жестокое наказание, вплоть до смертной казни. Однако число охотников «гонять почту» от этого не уменьшалось. Новых гонщиков избирали не только по их собственному желанию, но с согласия его односельчан и священника, которые давали за него поручительство: «…человек добр и семьянист, и животом прожиточен, и государеву ямскую гоньбу ему гонять мочно».

Организатором «правильной» почтовой гоньбы, т.е. регулярной почтовой связи в России по праву считается Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1680). Глава русского правительства, блестящий дипломат, высокообразованный для своего времени человек, Ордин-Нащокин убедил царя Алексея Михайловича создать регулярную почтовую связь: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет».

После ухода А.Л.Ордин-Нащокина почтовым делом ведал его ученик Леонтий Марселиус, а затем и его сын Петр Марселиус. Однако Петр не справился с этим делом, и 4 декабря 1675 года был издан указ «почты виленскую и рижскую, которые ведал Петр Марселиус, ведать Посольского приказа переводчику Андрею Виниусу по той причине, что ныне те почты начали приходить в Москву не в указанные дни, а приходят с опозданием в день или в два». Первый русский почтмейстер (так официально стал называться начальник над почтами) Андрей Виниус служил в почтовом ведомстве 26 лет, при нем произошло отделение почты от Ямского приказа.

В 1701 году указом Петра I на почтовом поприще началась деятельность Петра Шафирова – сенатора, вице-канцлера, вице-президента Коллегии иностранных дел (бывшего Посольского приказа), президента Комерц-коллегии, которая ведала вопросами внутренней и внешней торговли. В 1722 году согласно «Табели о рангах» П.Шафиров стал первым генерал-пост-директором.

Именно при Шафирове в начале XVIII в. произошло создание в Москве почты как государственного учреждения, во главе которого стоял немец Томас Фадемрехт. Шафиров в 1700 году поручил ему только прием и раздачу писем иностранцам в московской почтовой конторе, располагавшейся в доме Шафирова. Для руководства практической стороной скорой гоньбы и приема корреспонденции в различные русские города в 1703 году был назначен подъячий Посольского приказа Меркул Правдин. Таким образом, московской почтой в то время занимались два ведомства: московская почтовая контора и Посольский приказ. Двоевластие в московской почте просуществовало до 1711 года. В этот год, ничем не примечательный в отношении реорганизации московской почты, Томас Фадемрехт стал единовластным хозяином почты в Москве – первым московским почтмейстером.

Самый древний почтовый двор помещался в московском Кремле и занимал всю территорию Детинца. Помимо Ямского и Посольского приказов в Кремле, местом обитания московского «почтарного» двора были: двор боярина И.Милославского (1670), Житный двор (1687), село Преображенское (1693), двор М.Виниуса (1694), двор П.Шафирова (1701), дом адмирала К.Крейса (1737), приход церкви Флора и Лавра (1742), дом И.Лазарева на Мясницкой улице в приходе церкви Гавриила Архангела (1785).

В августе 1792 года состоялась покупка дома «…в приходе церкви Гавриила Архангела, что на Чистом пруде, с каменным и деревянным всяким строением, с землею, с садом и фруктовыми в них деревьями» для нужд Московского почтамта. Приобретенный дом не удовлетворял требованиям почтамта: помещения были неприспособленными для почтовой работы, темными и небольшими, что не позволяло расположить все необходимые службы. Лишь в 1803 году удалось закончить основную перестройку главного здания почтамта.

В 1872 году московский генерал-губернатор, в ожидании прибытия царской семьи в Москву, вновь обратил внимание на неудовлетворительное содержание здания почтамта и добился разрешения почтового департамента на продажу старого здания почтамта, считая его капитальный ремонт напрасной тратой денег. В 1877 году было начато строительство главного корпуса почтамта, закончившееся в ноябре 1879 года, а в 1901 году на Демидовском дворе по Чудовскому переулку построен каменный трехэтажный дом для квартир служащих. Наряду с этим в 1897 году на частные пожертвования на земле почтамта был выстроен Дом Призрения заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства. Благодаря энергичной деятельности московского почт-директора В.Б.Похвиснева Совет Министров во главе с его председателем П.А.Столыпиным принял решение о постройке нового здания Московского почтамта на Мясницкой улице. В 1912 году в Москве состоялось торжественное открытие нового здания почтамта. Этому событию правительство придавало такое большое значение, что празднование двухсотлетнего юбилея Московского почтамта, которое должно было состояться в 1911 году, было перенесено на год, чтобы совместить два таких крупных события. С того времени почтамт не подвергался какой-либо значительной перестройке и капитальному ремонту.

Особо трудное время пережил почтамт во время событий 1917 года и гражданской войны. Многие специалисты не приняли сторону большевиков и были ими изгнаны за антисоветские настроения, оставшиеся саботировали работу, часть работников была призвана в Красную Армию. Условия работы московских почтовиков невероятно ухудшились. Нарком связи В.Подбельский, против назначения которого выступал московский почт-директор и эсеро-меньшевистское профсоюзное руководство почтамта, впоследствии писал: «Без преувеличений можно сказать, что временами почтово-телеграфное ведомство являло собой картину наиболее дезорганизованной отрасли всего хозяйственно-административного аппарата Советской Республики».

В апреле 1918 года в почтамте была устранена должность почт-директора и введено коллегиальное управление, внесшее свою лепту в дезорганизацию работы почтовиков.

Середина 20-х – начало 30-х годов – это годы восстановления деятельности Московского почтамта после разрухи, вызванной октябрьскими событиями и гражданской войной. В 1920 году коллегиальное управление почтамтом было упразднено, однако отсутствие высококвалифицированных специалистов почтовой связи привело к тому, что за период с 1917 по 1938 г.г. сменилось 24 начальника почтамта.

К 1922 году почтовый обмен перестал падать и медленно пошел вверх, а в 1923 году достиг показателей 1913 года.

В начале 30-х годов количество почтовых отделений увеличилось почти вдвое по сравнению с 1917 годом. Началась активная работа по реорганизации структуры Московского почтамта, улучшению условий работы почтовиков: отделения связи переводились в лучшие помещения, решались вопросы об освещении подъездов домов, правильной нумерации домов и квартир, переименовании одноименных улиц и другие, влияющие на работу почтовиков. Одновременно с этим в Московском почтамте проводилась работа по механизации технологических процессов. В приказе НКС СССР от января 1939 года «О механизации предприятий связи» особое внимание уделялось Московскому почтамту, где необходимо было механизировать трудоемкие погрузо-разгрузочные работы, внедрить машины по обработке письменной корреспонденции, автоматы по продаже марок, конвертов, бланков и приема регистрируемой письменной корреспонденции. Только в 1940 году работа Московского почтамта стала рентабельной.

В годы Великой отечественной войны Московский почтамт ни на один день не прекратил свою работу. Вместе с четким обслуживанием военнослужащих, московские почтовики проводили огромную работу по обслуживанию гражданского населения: был организован сбор телеграмм и почтовых отправлений на вокзалах, налажены прием исходящих и доставка входящих посылок – и это в условиях массового перемещения граждан по стране. Почтовики наводили справки о новом местонахождении адресатов в домоуправлениях, у соседей, родственников и пересылали посылки по новым адресам. За обеспечение фронта и тыла бесперебойной почтовой связью свыше 1100 работников Московского почтамта были награждены правительственными орденами и медалями.

В послевоенные годы развитие московской почты обусловливалось несколькими факторами: бурный рост населения и расширение территории города, столичный статус Москвы, развитие средств механизации и автоматизации почтовых процессов. Более пяти лет потребовалось Московскому почтамту, чтобы достичь довоенных показателей в работе. В пятидесятых годах в составе московской почты было 8 контор связи, в 1962 году – уже 15, а к 1967 году в подчинении Московского почтамта находилось 17 узлов связи (484 отделения связи), число которых возросло к 1980 году до 33-х (660 отделений связи). Особенностью процесса развития Московского почтамта в послевоенный период явились постоянно растущие потоки почтовых сообщений.

Моспочтамт сегодня

В настоящее время в структуру ФГУПС «Управление федеральной почтовой связи г.Москвы «Московский почтамт» входят девять межрайонных почтамтов, Зеленоградский узел связи, два межрайонных сортировочных почтамта, Автокомбинат, объекты социальной сферы. Сеть московской почтовой связи составляют 546 отделений почтовой связи, из них 448 доставочных и 261 посылочных отделений. К услугам населения предоставлены более 3,5 тысяч почтовых ящиков. Коллектив УФПС «Моспочтамт» насчитывает более 17 тысяч человек.

УФПС «Моспочтамт» предоставляет населению широкий спектр услуг: прием, обработка и выдача письменной корреспонденции, ценных писем и бандеролей, посылок денежных переводов, пенсий и пособий, междугороднюю телефонную и телеграфную связь, телефакс и электронная почта, доставку периодической печати.

Помимо основных услуг УФПС «Моспочтамт» изыскивает дополнительные источники доходов путем предоставления таких договорных услуг как хранение, упаковка и доставка почтовых отправлений, реализация почтовой тары, обслуживание франкировальных машин, доставка рекламной продукции, ускоренная почта, ксерокопирование, ламинирование, реализация печатной продукции и товаров народного потребления и многие другие. Особое внимание уделяется внедрению почтово-банковских услуг совместно с «Банком Москвы». Высокие процентные ставки, возможность снять деньги с лицевого счета в любое удобное для пенсионера время, заказ денег по телефону (любая заказанная сумма, не превышающая суммы вклада, доставляется клиенту на дом) – все это дает надежду на продвижение этой новой услуги на конкурентнонасыщенном банковском рынке. По такой системе работают уже большинство стран мира, где почта занимает одно из ведущих направлений развития государственности.

В настоящее время УФПС «Моспочтамт» заключает договоры на экспедирование цехами почтамта тиражей центральных изданий и договоры на распространение, экспедирование, перевозку и доставку тиражей московских изданий общим количеством около 6000 наименований, жителям Москвы доставляется разовый тираж периодических изданий около 1 миллиона экземпляров.

Предоставление населению услуг почтовой связи невозможно без использования технических средств. С каждым годом техническое оснащение цехов почтамта и отделений почтовой связи становится все более современным и уже включает в себя информационные технологии, компьютерные сети. К услугам клиентов абонентский пункт электронной почты (прием и передача электронных писем), узловой пункт автоматизированной системы «Гибридная почта», Информационный центр по подписке, цех перечисления денежных переводов. Все эти подразделения автоматизированы и компьютеризированы. Компьютеры пришли и в каждое отделение почтовой связи: все операторы работают на почтово-кассовых терминалах «ДОН-003Ф» и «ЭКР-4101.2Ф», которые позволяют автоматически тарифицировать принимаемые почтовые отправления, что исключает возможные ошибки операторов и соответственно повышает качество их работы. Помимо этого в подразделениях установлены такие механизмы как: франкировальные машины, различные подъемно-транспортные машины, машины для сортировки писем, посылок и бандеролей, штемпелевальные, мешкозашивочные, сверлильные и сварочные (для полимерных пленок) машины, для обвязки и упаковки постпакетов, подсчета купюр, контрольно-кассовые машины с фискальной памятью и др.

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.