Доклад И.О.Щёголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России
наверх
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Доклад И.О.Щёголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России

Доклад министра связи и массовых коммуникаций РФ И.О.Щёголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России (11 мая 2011 г., Москва)

Уважаемые коллеги.

Выступая недавно в парламенте с отчетом о работе правительства глава кабинета министров подчеркнул, что сегодня нужны решения, которые приносят «реальные ощутимые улучшения в жизни граждан для абсолютного большинства российских семей».

Это третья ежегодная расширенная коллегия объединенного министерства, которое регулирует вопросы связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. И я предложил бы начать ее с разговора о наших усилиях для реальных ощутимых улучшений в пользу граждан. Традиционное перечисление принятых регламентов, разработанных законопроектов, международных конференций есть в нашем итоговом документе. Он получился компактным, наглядным, вы сможете полистать. То, как там представлена информация, гораздо лучше для восприятия, чем с трибуны. Кроме того, Сергей Борисович предложил квинтэссенцию того, что нами сделано. Я бы предложил посмотреть на наши усилия под несколько иным углом, с прикладной точки зрения.  

* * *
Человеческий потенциал России огромен, это признают все. Раскрыть этот потенциал в условиях современной экономики невозможно без полноценного доступа наших граждан к информации.

Информация – это образование, коммерция, творчество, независимость от коррупционера и бюрократа. Она стимулирует внутренний спрос, помогает стартапам, без нее немыслимы инновационные прорывы, привлечение иностранных инвестиций. В итоге информация делает нашу экономику конкурентоспособной, она способна работать на человека и кормить.

Только-то и надо, чтобы россиянин получал эту информацию в любом месте, быстро, в нужных объемах, недорого и законно. Для этого нужны новые технологии, инфраструктура, грамотное экономическое регулирование, образование.

Какую реальную пользу мы можем принести эффективному гражданину для реализации этих задач? Можно выделить несколько основных направлений работы.

Во-первых: снятие технических порогов доступа. Самой большой стране мира нужна современная инфраструктура – магистрали, последняя миля, терминалы.

Во-вторых: снятие экономических порогов доступа к информации. Доступная информация – это недорогая информация. Тема чувствительная и социально-значимая. Информация нужна всем: студентам, пенсионерам, ученым, предпринимателям, домохозяйкам. Молодежь зачастую не мыслит себя без интернета: инстинктивно молодые люди чувствуют, что без выхода в сеть они изолированы, теряют очки в плане образования и карьеры.

Третье. Снятие бюрократических, ведомственных, устаревших, сегодня кажущихся глупыми и ненужными нормативных порогов доступа к информации.

Мы обязаны высвободить время людей для работы, образования, культурного роста. И вот почему. Стране нужен «эффективный гражданин»: работающий, контактный, конкурентоспособный, использующий высокие технологии.

Реальную экономию времени, энергии и средств дают наши новые технологии в области IT, связи, массовых коммуникаций.

В-четвертых, снятие культурного, интеллектуального порога доступа к информации, к новым технологиям ее получения. Нужно обеспечить абсолютному большинству российских семей комфортное, мягкое вхождение в мир новых устройств, электронных подписей и так подобного

О том, что сделано для снятия технических, экономических, бюрократических, культурных порогов доступа граждан к информации и пойдет речь в этом докладе.

* * *

Обычно больше всего волнует гражданина то, что лежит у него в кармане. Или в сумочке. В частности, мобильный телефон. Невзирая на кризисы и посткризисные периоды, количество абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи, увеличивается. В 2010 году в России было 237,8 миллиона аппаратов, то есть по нескольку штук на человека, включая иностранцев и детей. К концу года текущего цифра увеличится, по нашим ожиданиям, до 260 миллионов штук.

Сети фиксированной связи нужны людям не меньше – это не только надежная и недорогая связь с близкими людьми, но и очень быстрый интернет, IPTV, возможность доступа к широчайшему спектру услуг – от государственных и муниципальных до дистанционного обучения и телемедицины.

Для граждан, занимающихся бизнесом, это шанс решительно экономить на командировках благодаря видеоконференцсвязи, на программном обеспечении и серверном оборудовании – благодаря доступу к облачным платформам, где можно по разумной цене пользоваться программным обеспечением как услугой. Плюс россыпь бонусов вроде электронного секретаря, IP-телефонии, скайпа и прочего. Например, в десятом году общая протяженность магистралей, построенных компаниями, которые теперь вошли в состав объединенного «Ростелекома», составила почти 8 тысяч километров. Это больше, чем отсюда до Токио. В прошлом году был введен в эксплуатацию комплекс магистральных линий «Челябинск – Хабаровск» суммарной длиной более 10 тысяч км. Это крупнейший проект десятилетия.

Другие операторы тоже хорошо поработали в плане строительства линий. Теперь мы должны добиться того, чтобы деньги, в буквальном смысле зарытые в землю в виде оптико-волоконных кабелей, работали на граждан. Одна из проблем – дублирование инфраструктуры. Частично эту проблему пытаемся решить за счет реформы «Связьинвеста». Раньше межрегиональные компании связи и Ростелеком зачастую инвестировали в дублирующие элементы инфраструктуры, конкурировали между собой, затрачивая ресурсы и проигрывая в жесткой конкуренции. Сейчас сделано огромное и важное дело - реформа состоялась, причем большая и сложная реформа с компанией, которая выступала на международных рынках, у которой были агрессивные иностранные акционеры. Реформа проведена с точностью до одного дня, и сейчас у нас есть объединенная компания подконтрольная государству, с огромным потенциалом для выполнения государственных задач в сфере обеспечения доступа населения к высокотехнологичным услугам.

Ожидаем от неё серьезного прорыва в лидеры мирового телекоммуникационного рынка, прорыва в развитии инноваций в телекоммуникационном секторе и серьезной экономии за счет синергии и  сглаживания организационных, технических стыков между макрорегионами – в конечном счете для того, чтобы услуги для граждан стали дешевле доступнее.

Современная телекоммуникационная система требует терабитных каналов связи. Мы решили доказать, что оборудование для таких каналов может быть не только импортным. Уже успешно ввели в эксплуатацию новейшее высокотехнологичное оборудование DWDM «ПУСК» на двух участках сети в Центральном и Приволжском федеральных округах. Сейчас там суммарная пропускная способность - на многоволоконном оптическом кабеле - может достигать десятков терабит в секунду.

Здесь на выставке, кстати, демонстрируется передача в 80-тиканальной системе DWDM сорока гигабит в секунду в каждом канале на расстояние 1200 километров. Это серьезный результат, теперь вопрос в тиражировании на других сетях.

Другой наш пилотный проект в рамках президентской Комиссии по модернизации – замена устаревших телефонных станций в Центральном федеральном округе на новые современные программные устройства коммутации. Здесь успешно запущено оборудование российского производства, внедрена централизованная сервисная платформа. Теперь этот опыт надо тиражировать на других сетях.

Есть у каждого домохозяина (и домохозяйки), помимо мобильного телефона, еще одно любимое устройство. Программа цифровизации телерадиовещания идёт полным ходом и строго по графику. Сергей Борисович Иванов уже назвал ключевые цифры, которые характеризуют реализацию этой программы. Это в значительной степени беспрецедентный проект по срокам, по масштабам и в том числе по тем сложностям, которые мы выявили, когда стали подходить к нему системно и увидели, каким образом были построены сети в нашей стране в пятидесятые-шестидесятые годы. Это было строительство хозяйственным способом и, конечно же, это картинка, на которую стоит обратить отдельное внимание. Новые сети будут совершенно другими.

Важно в нашем подходе, что мы начали не с центральных районов.

Это не жители центральных районов, что важно. Охвачена цифровым эфиром 50-километровая зона вдоль границы с нашим великим азиатским соседом. Начато цифровое вещание в регионах первой очереди: Республика Алтай и Алтайский край, Бурятия, Тыва, Хакассия, Забайкалье, Камчатка, Приморье, Хабаровский край, Амурская область, Сахалин, Еврейская автономная область и еще 4 опытные зоны – Москва, Петербург с областью, Калининградская и Курская области. Благодаря программе цифровизации услуги пришли туда, куда бизнес, возможно, никогда бы не пришел самостоятельно, из-за затратности и малой окупаемости. В десятом году 20 миллионов россиян, то есть более 15-ти процентов населения уже получили возможность принимать эфирные цифровые телеканалы первого мультиплекса.

Очень многого мы ждем от намеченного на этот год запуска спутника «Экспресс АМ-4», поскольку именно от его работоспособности, от технологий, которые применяются на спутнике будет зависеть гарантированная доставка спутникового сигнала на эти сети. Сети готовы, им очень нужен стабильный спутниковый сигнал.

Практическая польза – тоже налицо. Цифровые телевизионные каналы приходят в такие отдаленные уголки, где раньше почти ничего не ловилось или принимались одна-две телепрограммы. В текущем году запустим 744 объекта сети вещания первого мультиплекса, чтобы к зиме охватить уже 43 миллиона жителей. Следующим этапом будет введение в состав первого пакета еще и регионального телеканала, чтобы жители знали, что происходит не только в стране и в мире, но и рядом с ними.

Цифровизация, кроме прямой информационной пользы гражданам, работает на наших производителей цифрового телеоборудования. Создается рынок для производства российских передатчиков и приемников. Уже сейчас более 80 процентов оборудования – российского производства. Это, например, 98% передатчиков. Антенно-фидерное хозяйство пока отстает, но это значит, что есть ниша на рынке. Пока не более 10% предприятий по стране приступили к выпуску цифровых приставок.

Ещё важно подчеркнуть, что строительство объектов для цифрового телерадиовещания даёт людям не только картинку на телеэкране. Это важнейший инфраструктурный проект, который охватывает огромные территории и приводит в российскую глубинку дополнительные услуги. Он «тащит» за собой новейшие технологии связи, включая конференц-связь, доступ к интернету, к государственным услугам. Для тех, кто живет в удаленных, северных районах, это вообще единственный вариант приобщиться к современным инфокоммникационным сервисам, в том числе с использованием подобных транспортных средств.

На свежеустановленные антенно-мачтовые сооружения Российской телерадиотрансляционной сети запросто можно размещать оборудование операторов мобильной связи. Персонал, обслуживающий объекты в самых удаленных районах, сеть мониторинга и управления – уже есть. Приходи и пользуйся. В Хабаровском крае уже начали давать людям вместе с цифровым телевидением дополнительные услуги связи, используя объекты РТРС. На мой взгляд, список деревень, малых населенных пунктов Аяно-Майского, Охотского районов, где люди реально получили связь и цифровую картинку – это важный результат нашей работы.

Благодаря государственной программе цифровизации телевидения современные услуги связи добираются туда, куда бизнес, возможно, никогда не пришёл бы самостоятельно – в силу затратности и малой оккупаемости. Но цифра придет в дом каждого россиянина – такую задачу перед нами поставило руководство страны. Государство открывает возможности для бизнеса оказывать услуги на базе этой инфраструктуры.

Мы должны заглядывать в будущее уже сегодня. В текущем году разработаем стартовые положения концепции развития цифрового вещания до двадцатого и двадцать пятого года. Там будет вещание в формате 3D, интеграция с интернетом, развитие видеоинформационных систем. При необходимости будем перестраиваться на марше, потому что технология не ждет, пока мы выполним то, что наметили несколько лет назад.

В России с ее гигантскими расстояниями и тяжелой «последней милей» особенно перспективны беспроводные технологии. Это еще один технический порог доступа граждан к информации, который мы планомерно снижаем.

В начале года был проведен аудит РЭС Минобороны и ФСО в тех полосах радиочастот, которые востребованы для внедрения широкополосного беспроводного доступа. Разработан территориально-временной план конверсии спектра в интересах перспективных радиотехнологий.  Теперь важно его реализовать, в том числе, с использованием принципов частно-государственного партнерства.

Считаю особенно ценным опыт сотрудничества «Ростелекома» и операторов «большой тройки», которые объединились развития проекта сетей связи 4-го поколения. По одному из направлений уже решили совместно развивать инфраструктуру. Если раньше операторы подвижной связи ставили по 3-4 вышки в одном месте, то теперь есть надежда, что с четвертым поколением будем рациональнее. Этого требуют и те новые модели рынка, которые сейчас складываются: изменение окупаемости и более высокие требования к инфраструктуре, связанные, в первую очередь с доставкой более тяжелого контента.  Поэтому сейчас важно работать сообща, совместно пользоваться инфраструктурой, чтобы в конечном итоге дать нашим гражданам более дешевую услугу.

Приходится объединяться там, где решаются задачи повышенной сложности. Например, чтобы телефонизировать автотрассу «Амур». Достигнута договоренность с операторами: закончить покрытие мобильной связью двух тысяч километров к октябрю. Это сотня антенн, три сотни базовых станций, но без этого в современных условиях дороги работать не могут, и коэффициент от их использования будет гораздо более низким.

Так мы снимаем пороги доступа для тех, кто живет и работает на огромной территории. Важно, что используются самые современные технологии.

Иначе может получиться как с таксофонами. Классический инфраструктурный проект, направленный на обеспечение миллионов россиян универсальной услугой связи, безусловно, может служить примером тщательно выполненной задачи: установлено 148 302 таксофона и 20 847 пунктов коллективного доступа. Эти ярко-красные таксофоны, которые встречаешь в самых неожиданных уголках любого населённого пункта, радуют глаз. Однако шесть-семь лет назад не учли, что за время пути собака могла подрасти: сейчас у наших граждан запросы в плане доступа к информации, скорости и набора услуг намного выше.

Гражданам понадобятся более совершенные терминальные устройства. Мы видим их сегодня на выставке: это инфоматы. Это таксофон и пункт коллективного доступа в одном корпусе, плюс возможность расплатиться наличными, если не хочется или не можется ехать в райцентр за телефонной картой. Плюс кое-что новенькое: возможность поговорить с родственниками по видеосвязи. И конечно, получить доступ к порталу государственных услуг.

Этот портал – пожалуй, одна из наиболее осязаемых вещей, которые нам удалось создать в прошлом году. Вещь действительно полезная, существенно экономит время людей, наносит удар по очередям и привычке требовать от людей лишние бумажки. Мы постарались сделать портал максимально удобным, чтобы любой человек мог быстро найти интересующую его услугу, быстро скачать информацию, отсканировать документ, распечатать квитанцию, моментально её оплатить.

Сегодня на портале опубликованы сведения о 15 116 государственных и муниципальных услугах. Из них 663 предоставляются федеральными органами власти. Остальные позиции – услуги органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Это огромный массив информации. Поэтому для удобства пользователей сведения группируются по жизненным ситуациям. Например, болезнь, потеря работы или выход на пенсию. Или по ведомствам, которые желаемую услугу оказывают.

Бывают услуги, которые в принципе невозможно предоставить гражданину в онлайне, не отходя от инфомата. Поэтому людям полезно знать точные адреса, время, в которое услуги оказываются. На портале таких сведений около 60 тысяч. Мы с коллегами из Минэкономразвития следим, чтобы эта информация обновлялась, но понятно, что как и всякое новое дело, эта работа не идёт без сбоев, и наша задача – сделать так, чтобы эти сбои максимально быстро устранялись.

Чтобы подать электронное заявление на получение услуги, нужно зарегистрироваться на портале. Сегодня это могут сделать не только граждане России, но также иностранцы и лица без гражданства. Есть возможность завести свой личный кабинет.

Скептики опасались, что портал останется информационно-справочной витриной. С моей точки зрения, это признак того, что эти люди на портале не бывают. Пессимизм развеян статистикой: более полумиллиона граждан уже активировали личный кабинет. Всего с момента открытия портала отмечено 72,5 млн. обращений пользователей – если перевести на наших граждан, каждый второй потенциально к порталу обратился. А за последние двенадцать месяцев зафиксировано более 1 400 000 заявлений в органы власти. Это значит, что почти полтора миллиона человек не тратили время на дорогу, не стояли в очередях и, надеемся, добрым словом помянули госслужащих, которые перевили услугу в электронный вид.

Сегодня мы знаем, какие услуги наиболее востребованы среди зарегистрированных пользователей. Это получение информации о штрафах в сфере безопасности движения – более 400 тысяч заявлений. Эта услуга предоставляется регионально, и мы будем надеяться, что с каждым месяцем всё большее количество регионов будет к ней присоединяться. Примерно столько же запросов о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. Триста тысяч граждан обратились с заявлением о получении загранпаспорта.

Немногим менее шестидесяти тысяч человек, то есть примерно пять тысяч граждан ежемесячно, интересуются библиографической информацией из государственных библиотечных фондов. Что не может не радовать.

Многие обращаются за выписками из федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Десять тысяч наиболее «продвинутых» граждан подали через портал налоговые декларации. Мы постоянно расширяем список тех услуг, которые доступны через наш портал, благодаря содействию Федеральной налоговой службы, которая, безусловно, является лидером и по востребованности, и по количеству предоставляемых сервисов, и по их сложности, и по юридической значимости информации. У нас уже есть план работы, и мы совместно с нашими коллегами налоговиками будем делать всё, чтобы до конца года возможности работы с регистрами были расширены, тем более, что они требуются ещё и в системе межведомственного электронного взаимодействия.

Портал действительно работает на интересы граждан. А если возникла сложная ситуация, можно позвонить по бесплатной федеральной горячей линии и получить консультацию в режиме видеосвязи.

Понятно, что портал – это много, но если не дать гражданам широкий выбор средств доступа к нему, то он, конечно же, работать не будет. По Интернету зайти – это пока не всем доступно.

Те инфоматы, о которых я говорил выше, они сделаны специально для госуслуг. Сейчас по стране их полтысячи установлено в разных регионах. Они должны быть в тех местах, где людям удобно ими пользоваться. Это могут быть почтовые отделения, метро. Устройство оснащено системой приема пластиковых карт, а также принтером и сканером. Интерфейс постоянно дорабатывается, сейчас уже второе поколение демонстрируется на выставке.

Пытаемся сделать так, что ими было удобно пользоваться и старшему поколению: кнопки побольше, экран поярче, возможность связаться с оператором, который может не только устно проконсультировать, но и показать с обратной стороны экрана, какие графы нужно заполнять, где что-то заполнено не так. Это будет еще одним элементом обучения компьютерной грамотности.

Работаем над тем, чтобы граждане могли заходить на портал с мобильного телефона. И при помощи телевизионной приставки через экран телевизора. Такие приставки сейчас разрабатываются и могут превратиться в дополнительный терминал системы оказания госуслуг в электронном виде.

Есть одна вещь, которая существенно расширяет возможности доступа гражданина к госуслугам в электронном виде. Это флеш-карта с электронной подписью гражданина. Закон был подписан в обновленном виде, и конечно же нужно, чтобы те неудобства, которые люди испытывали при пользовании электронной подписьмю в течение нескольких лет больше не мешали им вовсю осваивать наши технологии и, самое главное, получать реальные услуги. Законом регулируются гражданско-правовые сделки, оказание государственных и муниципальных услуг, граждане смогут очень скоро почувствовать отдачу от новых законодательных и технических решений.

При том, что мы заметно продвинулись в деле реального предоставления самых разнообразных государственных услуг, к сожалению, некоторые базовые, традиционные направления нашей работы в десятом году не увенчались серьезными достижениями. Об этом уже частично говорилось. Реальной отдачи от инновационных бизнес-решений национального почтового оператора ждут граждане, кое-какие результаты есть в отчетах, запущены автоматизированные центры в обеих столицах. Однако о серьезном коэффициенте полезного воздействия на каждого россиянина говорить рано.

Рассчитываем на скорейшее развертывание по стране системы зональных сортировочных центров. На выходе нужно одно: увеличить скорости почтового обмена. Это нужно, конечно, миллионам рядовых граждан, но это очень нужно и компаниям, занимающимся продажами через сети Интернет. Без почты они приговорены к рынку крупных городов и не смогут ни шагу сделать вне зоны курьерской доставки. Для самих почтовиков и для альтернативных доставщиков это, может быть, не так плохо, но если говорить о государственной задаче, то, конечно же, граждане по всей стране имеют право на равный доступ в том числе и к таким услугам.

Есть еще одна группа граждан, по счастью еще довольно многочисленная, которая нуждается в доступе к специфической информации и услугам. Это ученые. Так вот, пилотная зона российской инфраструктуры грид-сети запущена. Подключены 5 крупнейших суперкомпьютерных центров и два десятка научных организаций, предприятий хай-тек отраслей нашей промышленности. Создан центр управления и мониторинга сети, 2 узла концентрации сетевого трафика и 4 узла доступа. Созданы 3 центра разработки и адаптации пакетов прикладных программ. Инфраструктура есть, сейчас дело за обменом данными, за реальным применением этой инфраструктуры для получения научной и экономической отдачи.

Уже сегодня можно обмениваться трафиком с основными российскими научно-образовательными сетями, а в близкой перспективе – и с международными. Можно пользоваться ресурсами суперкомпьютеров, передавать большие объемы данных, получаемых в результате научных экспериментов. Поэтому теперь наши исследовательские коллективы и предприятия высокотехнологических отраслей могут создавать свои виртуальные лаборатории и активно вести совместную научно-исследовательскую деятельность на международном уровне.

И все же думаю, во время сочинской олимпиады даже ученые оторвутся от грид-сетей и включат телевизоры. К олимпиаде мы, с одной стороны, разворачиваем сеть радиосвязи, волоконно-оптические линии от Анапы до Джубги и Сочи с ответвлением до Краснодара.

С другой стороны, нашим гражданам нужны адекватные трансляции олимпийских мероприятий, причем любого уровня сложности. Для этого создается многофункциональный, мобильный телерадиовещательный комплекс. Бюджет немалый: 12 миллиардов рублей. Но и задача непростая: на олимпиаде надо формировать национальную телепрограмму, создавать собственные сюжеты, учитывающие интересы российских зрителей. Думается, их не вполне устроит универсальная международная версия трансляции, которую будут формировать зарубежные вещатели.

Задача по созданию такой системы возложена на АНО «Спортивное вещание», учредителями которой стали ВГТРК, «Первый канал», «НТВ-Плюс» и «РИА Новости». Для развития национального вещания такой высокотехнологичный проект очень важен, потому что его возможности будем использовать, чтобы освещать потом форум АТЭС, кубки Мира на олимпийских объектах в Сочи. И конечно, универсиаду 2013-го года в Казани.

В десятом году в Казани уже построена структурированная кабельная система для Деревни Универсиады, волоконно-оптические линии к трем десяткам объектов, закуплено оборудование для центров обработки данных.

Но вернемся к нашим усилиям, направленным на снижение технических порогов доступа граждан к информации. Это и телефоны ветеранам, и создание доступной среды для того, чтобы с информацией могли работать наши соотечественники с ограниченными возможностями.

По последней теме мы приняли участие в подготовке проекта программы Минздравсоцразвития. Она направлена на то, чтобы обеспечить нормальный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к услугам и информации. Даже человек со слабым слухом тоже может быть «эффективным гражданином», если мы дадим ему удобный доступ к информационным ресурсом.

В рамках программы «Доступная среда» мы отвечаем за организацию скрытого субтитрования телепрограмм первого мультиплекса. Будет разработан отечественный аппаратно-программный комплекс, который будет функционировать в режиме реального времени для автоматической подготовки таких субтитров, переводя на «язык» глухих до 2500 часов эфира ежегодно.

Как недавно подчеркнул премьер, наша задача – слышать людей. Помогая людям со слабым слухом, государство само учится слышать граждан, вовлекать их в активные процессы обмена информацией, вплоть до участия в принятии государственных решений.

Эффективный гражданин – человек «со связями» в новом смысле слова: он имеет личный кабинет на портале госуслуг, доступ в интернет в любой точке, он покупает или продаёт в интернете, учится дистанционно. Ему нужен уверенный прием мобильной связи, быстрая почта и беспроводной Интернет, оптический кабель в офис или домой, более двадцати цифровых телеканалов в любой точке страны, качественная картинка со спортивных мероприятий – а спорт самая сложная фактура для телевидения, и много чего другого.

Но все это существенно теряет свои потребительские качества, если предоставляется по неразумно высокой цене.

* * *

Поэтому поговорим о наших успехах в плане снижения экономического порога доступа граждан к информации.

Во-первых, по итогам нашей совместной работы с федеральной антимонопольной службой операторы начали снижать цены  на роуминг в регионах и в ближайшем зарубежье. По зарубежью мы помогаем им, поднимаем эту тему на любых встречах с зарубежными коллегами. Пока заметнее всего удалось продвинуться на финском направлении, и это хорошо, потому что там серьезный поток туристов. Буквально вчера заручились такой же поддержкой наших польских коллег. Во второй половине года Польша будет председателем в Евросоюзе и включит тему роуминга в повестку дня октябрьской конференции министра связи ЕС с нашим участием.

Мне кажется, вот именно такие вещи для граждан сегодня важны больше многого другого: не сколько мы провели совещаний, а насколько снизилась стоимость минуты в роуминге. Еще важно, что операторов удалось убедить внедрить системы учета трафика в реальном времени, предупредительные информационные СМС-ки о том, что абонент находится в роуминге и по каким тарифам он получает услуги связи и передачи данных.

Кстати, наши договоренности с ключевыми российскими операторами связи об урегулировании услуги роуминга позволили снять риски затратных для обеих сторон судебных разбирательств, которые тянулись долгие месяцы. Яркое проявление доброе воли в этом направлении недавно продемонстрировал один оператор – здесь на выставке его представляют барышни с ленточками зеленого цвета. Этот оператор отозвал все иски к своим абонентам по роуминговым делам за период, предшествовавший вмешательству регулятора в ситуацию.

Другой оператор открыл онлайн тарификацию Интернета в роуминге для всех категорий абонентов, а третья компания пока еще не сделала этого для абонентов, которые платят апостериори, но обещает тарификацию услуг в режиме реального времени.

В 2011 году нам надо продвинуться к принципу бесплатности входящих вызовов для всех абонентов, находящихся в сети связи своего оператора, и работу на этом направлении мы тоже будем продолжать.

Интересный опыт модернизации фиксированных сетей проходит в Москве на московской телефонной сети. Внедрена полностью отечественная разработка, то, что создатели назвали медиатором. Эта разработка позволит уже к концу года предоставить современную цифровую связь всем абонентам московской телефонной сети. Затраты на модернизацию 1,5 миллионов номеров в 10 раз ниже, чем при традиционном способе замены на цифровые станции, которые через несколько лет так или иначе придется списывать. Таким образом, и цена гораздо меньше, и скорость решения задачи на несколько лет меньше. Это позволит с начала 2012 года не только перейти на 10-значный план нумерации, но и дать москвичам услуги нового качества.

С июня 2010 г запущены в компаниях объединенного «Ростелекома» социальные тарифы на доступ в интернет. Тарифный план «Социальный» предусматривает предоставление безлимитного доступа в Интернет со скоростью передачи данных до 128 Кбит/с. По своим расценкам это во многом кратное снижение цен на услуги, которые предоставлялись до того. Это приближает регионы, которые были аутсайдерами по цене, к высококонкурентному московскому рынку, где стоимость за пользование услугой интернет-доступа составляет 250-500 руб. в месяц в зависимости от скорости. Пока это приближение по цене, а не по скорости, но мы рассчитываем, что скорость будет следующим этапом. 

В целом показатели регионов по проникновению Интернета улучшаются. Цены на доступ в сеть, что показало  недавнее, апрельское исследование Яндекса, снижаются.  На Дальнем Востоке, где ситуация с ценами наиболее тяжелая, средний платеж за безлимитный Интернет подешевел за год на 36%. В Северо-Западном регионе – на 38%, в Южном Федеральном округе – на 62% (344 рублей), в Сибирском федеральном округе – на 45%. Меньше всего за доступ к сети стали платить жители Уральского федерального округа за в месяц, Приволжского федерального округа и Центрального федерального округа.

Теперь пользователи обращают внимание на качество услуги связи. В частности на то, что предлагаемые скорости часто уступают заявленным. Мы с надзором думаем, как защитить пользователей и надеемся до конца года решения предложить.

Особые надежды возлагаем на объединенный «Ростелеком», потому что конкурентоспособность интегрированного оператора выше, у него есть возможность предоставлять полный спектр услуг в национальном масштабе. В результате цены и скорости будут меняться в позитивном направлении в целом по рынку.

«Ростелеком» всегда будет социально ответственным оператором. На его инфраструктуре работает система госуслуг в электронном виде, инфоматы. Компания планирует долгосрочные инвестиции в развитие широкополосного доступа. На инновации будут выделять полпроцента выручки, это почти полтора миллиарда рублей. Уже в следующем году цифра увеличится до одного процента, а к 2015-му составит два процента.

Компании предстоит, помимо прочего, развивать информационно-вычислительную инфраструктуру на основе технологий облачных, распределенных вычислений. Нужна платформа для создания и вывода на рынок интегрированных услуг с добавленной стоимостью.

Но даже объединенного «Ростелекома» не хватит, чтобы скорее дать гражданам максимально дешевый интернет в любой точке страны. А ведь задача именно в том, чтобы выровнять стоимость интернет-трафика в разных регионах.

Возможное решение здесь - высокоскоростной спутниковый интернет. Абонентский терминал с антенной должен быть сопоставим по цене со спутниковой тарелкой индивидуального приема телесигнала. А гигабайт информации, по нынешним расчетам, должен обходиться всего в 50 рублей.

Системный проект уже разработан, изучен опыт зарубежных производителей.  На выставке можно посмотреть, как работает такой терминал Ка-диапазона на базе иностранных спутников, имеющих в зоне покрытия Российскую Федерацию. Понятно, что наши решения должны быть не хуже, а лучше тех, которые предоставляются сейчас нашими иностранными партнерами. Для этих целей мы должны быстро освоить Ка-диапазон, и защитить российский орбитально-частотный ресурс. Иначе потом придется втридорога выкупать его у иностранных операторов. Себестоимость услуг возрастёт, цели своей мы не достигнем.

Спутниковый интернет – ближайшее будущее; а сегодня россиян волнует вопрос: сколько будет стоить переход на цифровое телевидение. Благодаря тем нормативным решениям, которые были приняты, государство взяло на себя оплату распространения обязательных общедоступных телерадиоканалов по всей территории страны. Более того. В период параллельного вещания – а этот период продлится, пока большинство россиян не сделают выбор в пользу цифрового телефидения – государство будет оплачивать и цифровое, и аналоговое вещание в населенных пунктах, где живет меньше 100 тысяч человек.

А с прошлого года законодательно закреплена обязанность операторов связи, оказывающих услуги платного телевидения, обеспечивать для всех своих абонентов трансляцию обязательных общедоступных каналов без взимания дополнительной платы. А это наиболее популярные каналы – Россия 1, Первый канал, Культура, НТВ, Россия 2, 5-ый канал – Санкт-Петербург. На стендах, которые размещены на выставке, можно посмотреть, как ведётся вещание, в каком качестве приходит сигнал в Москву.

И конечно, одно из достижений прошедшего времени – это новый детский канал «Карусель», который создаётся совместными усилиями Первого канала и ВГТРК. Его аудитория расширяется, улучшаются качества предполагаемого контента, и это то, что, конечно, будет востребовано и детьми, и родителями.

Министерство последовательно поддерживает свободное программное обеспечение. Это – инновационная среда. Для начала, мы обеспечили приоритет программ на открытом коде при выборе ПО, закупаемого для органов государственной власти и государственных предприятий.

Наши принципы четко сформулированы: взаимозаменяемость поставщиков услуг, программных и аппаратных платформ, приоритет обучения госслужащих работе с СПО, создание репозитория программ. Государство экономит, потому что эти продукты можно будет использовать во всей система государственных информационных ресурсов без ограничений по срокам и по числу копий. К тому же, ликвидируется зависимость от отдельных разработчиков ПО, а это может обеспечить технологический и экономический суверенитет Российской Федерации в области информационных технологий.

Это польза для страны. А для граждан, которые занимаются разработкой подобного ПО, такая политика регулятора обеспечивает конкурентные преимущества и реальную выгоду.

Целый комплекс мер экономической поддержки малых и новых ИТ-компаний – это создание экосистемы технопарков в сфере высоких технологий и бизнес-инкубаторов на базе таких технопарков. Молодые компании реально экономят на логистических услугах, на услугах секретариата и бухгалтерии, на юридических услугах и получают серьёзную площадку для продвижения на рынке. На выставке есть стенд, где можно напрямую поговорить с организаторами участниками технопарков, которые за год получили доступ к десяткам площадок в нашей стране и рассчитывают получить доступ, в том числе, на зарубежные рынки. до продвижения продукта на рынке. Суммарная площадь введенных в строй технопарков к концу десятого года составила 138 тыс. кв. м. На этих площадях сейчас работают 400 компаний-резидентов. Список технопарков пополнился тремя новыми участниками, и по итогам программы она была продлена до 2014 года. Мы рассчитываем, что на каждый вложенный рубль из федерального бюджета мы получим десять рублей отдачи за счёт выручки.

Объем произведенной продукции нарастающим итогом с начала реализации программы превысил 20 млрд. руб. Это втрое больше тех средств, которые вложил федеральный бюджет, и существенно больше средств, которые вложили бюджеты разного уровня. Очень советую вам посетить этот павильон.

Есть и меры, посвящённые поддержке ИТ-рынка в целом. Прежде всего, был подписан закон, согласно которому разработчики получили право отчислять взносы в государственные социальные фонды по пониженной ставке. Это взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Если в компании минимум 50 человек и если 90% выручки составляют доходы от разработки программного обеспечения, теперь можно платить взносы по совокупной ставке 14%. Ранее ставка составляла 34%. Разница существенная. Сейчас мы ведём работу над тем, чтобы расширить список компаний, которым льготы будут предоставляться. На последних встречах с участием интернет-компаний они ставят вопрос, чтобы и на них эта льгота также была распространена. Мы ищем механизмы администрирования и над этим направлением также работаем.

Для того чтобы пользоваться такой комфортной ставкой, компания должна пройти аккредитацию в нашем министерстве. Сегодня подобным образом аккредитовано уже полторы тысячи компаний.

Мы благодарим отраслевые ассоциации, которые принимают участие в коллегии, за то, что они помогли проработать решение и согласовать всё с Минфином и Минздравсоцразвития.

Однако мы должны помогать и предприятиям, которые работают в сфере массовых коммуникаций. Они тоже нуждаются в системной поддержке. На этом направлении были предприняты определённые усилия.

В декабре был принят новый закон, который предусматривает для СМИ пониженные ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011-2014 гг. Доступными (в экономическом смысле) для россиян должны быть не только Интернет-СМИ и цифровое телевидение, но и традиционные СМИ – бумажные, печатные, в том числе те, которые рассчитаны на привередливую аудиторию и выходят на мелованной бумаге. Мы очень много работали с нашими ведомствами, которые отвечают за ввоз и вывоз продукции, добиваясь снижения пошлины на соответствующие сорта бумаги. Это решение было принято и уже продлено на новый срок.

Помимо экономического эффекта, эта мера позволила обеспечить загрузку отечественных типографий, то есть сохранить рабочие места для граждан, занятых в полиграфии.

Таковы некоторые результаты в плане снижения экономических порогов.

* * *

Есть еще один ресурс, который ценится наравне с деньгами – это время. Отдельная группа результатов работы регулятора в десятом году была связана со снятием бюрократических, ведомственных порогов доступа граждан к информации.

Мы обязаны создать условия для того, чтобы время людей высвобождалось для производительного труда, образования, эффективного взаимодействия с государством.

Главный результат таков: с 1 июля вступают в силу положения Федерального закона № 210 о госуслугах, по которому ведомства ограничены в праве требовать справки у гражданина, но должны будут собирать эти справки сами. Такая мера стала возможной только благодаря созданию СМЭВ - системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сейчас ведомства активно подключаются к созданной нами системе взаимодействия и на федеральном, и на региональном уровне. Здесь помощь регионам по переводу услуг в электронный вид в рамках государственно-частного партнерства оказывает «Ростелеком».

Если вдуматься, это хороший приступ к решению многовековой российской проблемы которая бы описана у Салтыкова-Щедрина и Короленко: чиновник требует справку, что ты не верблюд. Сейчас смекалка чиновника ограничена перечнем из 264 документов, которые при обращении гражданина за различными государственными услугами госорганы будут запрашивать друг у друга самостоятельно. Перечень стал итогом тщательного анализа нашего опыта предоставления госуслуг в электронном виде, который провела межведомственная рабочая группа при министерстве. Но чиновники – народ сообразительный. Поэтому предстоит еще определить форму их ответственности в случае, если человек заполняет анкету на портале госуслуг, а потом, приходя в госорган, слышит, что это не та анкета. Такие меры мы примем, и ответственность за размещение на портале неправильных сведений будет лежать на ведомствах.

Таким образом, невидимая гражданам работа по созданию системы межведомственного электронного взаимодействия, наконец, приносит плоды.

Сейчас к системе межведомственного электронного взаимодействия подключены 25 федеральных органов, несколько регионов, банки. Хочу обратить внимание, что у остальных остаётся не так много времени, чтобы последовать их примеру.

На одиннадцатый год запланированы работы по развитию системы, которая коротко называется СМЭВ. В первую очередь создадим подсистему контроля и мониторинга функционирования инфраструктуры электронного правительства. Необходимо обеспечить юридическую значимость информационного взаимодействия и подтверждение фактов оказания (либо неоказания) государственных услуг в электронном виде.

Электронное правительство у нас формируется уже довольно давно. Было даже принято считать, что это процесс, а не результат. Сегодня мы видим, что есть настоящие услуги, которые доступны людям.

Подключение к системе гарантирует, что все потенциальные потребители информации будут работать с ней по одним и тем же стандартам. А мы получаем весомый аргумент в пользу скорейшего подключения всех органов власти к системе взаимодействия, и это не только транспортная среда. Это и механизм гарантированной доставки сообщений, и способ обеспечить достоверность сведений. В этом году Министерство введет в эксплуатацию единую систему идентификации и аутентификации на основе системы доверия удостоверяющих центров, обеспечивающих выдачу ключей электронной подписи.

В точках продаж операторов связи организуем выдачу гражданам защищенных флэшек с электронными подписями, а на едином портале госуслуг программное обеспечение для их использования будет бесплатным.

Систем такого территориально распределенного масштаба никто не строил до нас не только в России, но и, пожалуй, нигде в мире. Надо отметить, что вступление в силу закона и создание инфраструктуры для его реализации запустило механизм реинжиниринга услуг как таковых, когда ведомства должны смотреть, действительно ли та информация, которую они предлагают гражданам, нужна им, нельзя ли упростить и тем самым сэкономить использование бюджетных средств. У нас появился механизм контроля за теми средствами, которые пойдут на ведомственную информатизацию, и это тоже одно из существенных достижений уходящего года.

Кроме того, мы будем создавать единый фонд алгоритмов и программ с тем, чтобы единожды внедрённые решения могли многократно использоваться, и активно перешли с 2010 года к предоставлению программного обеспечения как услуги. Это тоже существенно снижает и время разработки, и её цену, и точно даёт получателю гарантию, что он использует решение, которое уже внедрено, уже совместимо с другими системами. Предоставляются и услуги по защите информации, и это очень важно, потому что утечка информации – это не только российская беда. Даже самые авторитетные и многобюджетные иностранные компании подвержены подобного рода утечкам, из-за чего в сеть утекает очень чувствительная информация о гражданах. Это в какой-то степени подрывает доверие к нашим с вами совместным усилиям.

Реальные проблемы граждан, возникающие при получении услуг на всех уровнях, фиксируются и обсуждаются – в том числе в специальной социальной сети «Регионалочка». Она тоже заработала с прошлого года, сейчас объединяет около 2 500 региональных представителей и 58 человек из федеральных органов исполнительной власти. И каждый день в сети регистрируются новые пользователи.

В этом году удалось снять еще один старинный ведомственный барьер – это долгожданное решение о платности радиочастотного спектра и процедуре конверсии.

В нашей стране – в силу исторических причин – очень многие частоты заняты спецпотребителями. Не все частоты реально используются, и теперь этим потребителям выгоднее освобождать частоты, чем платить. Мы рассчитываем, что этот механизм заработает в полной мере с 2010 года, и это, конечно же, позволит подключить к конверсии экономические стимулы.

В результате высвободится спектр для развития новых технологий, гражданских технологий. Ведь чем больше игроков на рынке, тем доступнее, дешевле связь.

К этому решению мы шли много лет, и то, что в этом году мы смогли его найти, это очень важный результат. Есть ещё одно важное решение - это Закон «О Персональных данных», который требует обновления. Уже больше года он находится в Государственной Думе на стадии рассмотрения после первого чтения. Пользуясь тем, что здесь присутствует наш новый куратор в Государственной думе, я бы хотел попросить поспособствовать тому, чтобы тот набор поправок, которые должны облегчить гражданам использование данных, заработал в полной мере. Те поправки, которые внесены, это плод работы не только министерства, но и совместной работы с экспертами рабочей группы, куда вошли представители ведомств, трех комитетов Госдумы, банков и страховых компаний, ассоциаций и бизнес-сообществ – всего более 80 человек. Ещё раз хочу сказать, что нам очень нужен этот закон в модернизированном виде.

Мы продолжаем снижать излишние административные барьеры и по линии Госкомиссии по радиочастотам. Мы приняли ряд решений об упрощении частотного обеспечения и применения на территории страны VSAT-станций, работающих в Ku и Ka диапазонах. Мы продолжаем практику принятия обобщенных решений, действие которых распространяется на неограниченный круг лиц. Так, приняты решения об использовании полос радиочастот 5150-5350 МГц, 5650-6425 МГц, 3400-3600 МГц для применения средств фиксированного беспроводного доступа. Мы будем продолжать эту практику.

Наша надзорная служба тоже взяла курс на последовательное снижение административной нагрузки на бизнес. Мы втрое уменьшили сроки оформления разрешений на использование радиочастот: вместо 120 рабочих дней теперь – 35. Теперь операторы смогут сократить временные издержки при оформлении разрешительных документов и раньше приступить к оказанию гражданам услуг связи. Сохранен курс на увеличение доли мероприятий систематического наблюдения. Количество плановых проверок бизнес-структур сокращается.

Те решения, которые приняты Правительством, предписывают нам кардинальным образом сократить избыточное государственное регулирование в сфере связи. Конечно же, мы намерены очень оперативно и эффективно реализовывать те меры, которые предложены в плане, и очень рассчитываем, что принятие этих мер существенно отразится на всём состоянии нашей отрасли.

Мы, в свою очередь, не хотим, чтобы сапожник был без сапог, и работаем над тем, чтобы и наши услуги активнее переводились в электронный вид. Так, в 2011 году мы планируем сделать предельно простым, прозрачным и беспрецедентно либеральным лицензирование телевизионного вещания. Мы планируем также отменить казавшееся незыблемым требованием подтверждать техническую возможность осуществления вещания.

Фактически новый порядок будет построен на заявительном принципе. При этом предусмотрено постоянное информационное взаимодействие вещателя с лицензирующим органом через личный кабинет.

Мы предполагаем для «иностранных» телеканалов такого же правового режима, как и для отечественных каналов. В нашей истории нередки случаи, когда хорошие замыслы власти оканчивались ничем просто потому, что «народ не пошел». И поэтому мы стараемся снять интеллектуальные, культурные пороги доступа граждан к информации и сделать вхождение всех социальных слоев в мир новых технологий максимально комфортным и беспроблемным.

Разумеется, во многом этому способствует запуск пакета бесплатных общедоступных цифровых каналов. Мы намерены пропагандировать это решение, потому что в конечном итоге есть и экономическая сторона. Нужно высвободить те частоты, которые задействованы под аналог, для новых технологий, и, соответственно, расширить доступ наших граждан к новым услугам.

В свое время масштабнейшие кампании подобного рода проводились в других странах, и тем не менее, даже эти страны, такие как Великобритания, которая существенно уступает нам по размерам, сталкивались с большими трудностями, и мы должны в полной мере учесть тот опыт, который получен до нас, и не ходить по граблям.

Конечно же, те услуги, которые мы внедряем и которые мы показываем на выставке должны доказать гражданам, что это приносит реальную пользу, реальную выгоду. Как мы наблюдаем по статистике, использование инфоматов и нашего портала говорит о том, что услуги до граждан доходят, они им удобны. Мы задействуем механизм обратной связи и постоянно корректируем интерфейсы, делая их все более понятными и доступными. Важно сделать так, чтобы приучить людей грамотно работать с информационными ресурсами, поэтому нам важно сделать законным использование тех объектов авторского права, которые есть в сети.  

Вопрос об интеллектуальной собственности в Интернете – острый, к его решению нельзя подходить так, как подходили 10, 20 и тем более 100 лет назад. Мы считаем, что нужно расширять практику использования т.н. «свободных лицензий». При этом, конечно же, защищая права граждан, потому что качественный контент требует постоянных средств, и если не будет возможностей у создателей монетизировать то, что они создают, неизбежно качество контента и, соответственно, его предложения и выбор для наших граждан будут снижаться.

Мы последовательно выступаем против пиратства. Мы считаем, что введение свободных лицензий ускорит культурный обмен, увеличит возможности использования Интернета в качестве среды обучения команды разработчиков, которые хотят вместе писать программный код. Это, повторю, сложная двусоставная задача, и мы рассчитываем, что в этом году, с привлечением среды, авторов, организаций, которые будут заниматься защитой авторских прав, мы сможем найти те принципы, которые позволят принять правильное решение и восстановить баланс между правообладателями и потребителями.

Мы, наше министерство, видим свою задачу в создании национальной информационно-коммуникационной платформы для загрузки, обработки и распространения цифрового контента.

Параллельно важно разработать уникальную цифровую метку. Это позволит создать открытую общедоступную систему учета объектов авторского права. Дальше правообладатель вправе решать: либо он предоставляет это в свободное пользование и будет зарабатывать на рекламной модели, либо он будет брать за эти объекты средства, но при этом у него будет точная информация, сколько пользователей, когда, в каком объеме использовали его продукты. Это предполагает в том числе внедрение таких лицензий как Creative commons, GPL и им подобных. Мы уже такую работу начали.  

Это не означает, что мы занимаем оборонительную позицию. Мы должны в новых условиях выступить полноценным, сильным конкурентом зарубежных мейджоров. Уже начали обсуждать подходы к Стратегии развития российской медиа-отрасли до 2020 года. Вчера мы целый день посвятили этой теме в рамках Совета по массовым коммуникациям.

Еще об одном достижении я хотел бы сказать отдельно. Это домен «точка РФ». Сергей Борисович уже рассказал о наших пионерских достижениях в этой области. По состоянию на декабрь 2010 года в домене .РФ зарегистрировано почти 700 тысяч имён, почти все федеральные органы власти зарегистрировались, и приятно то, что «.РФ» шагнула в повседневную жизнь наших граждан. Я окончательно убедился в этом, когда во время чемпионата мира по биатлону увидел на прикладе одного из нащих спортсменов надпись его благотворительного фонда через кириллицу в домене «.РФ».  Наши имена не всегда легко транслитирируются через латиницу и, конечно, писать это на русском существенно упростит для многих наших граждан использование Интернета.

Конечно же, лучший способ преодолеть культурный, интеллектуальный порог доступа к информации – это развитие комфортных, дружественных сред. Это и сети распределенных вычислений, и государственные информационные облака, открытые для независимых разработчиков, и бизнес-инкубаторы в области высоких технологий. И все это должно работать на раскрытие потенциала людей, на возможности развивать себя, самореализовываться. 

Снимая технические, экономические, бюрократические, правовые, интеллектуальные и культурные пороги доступа к информации мы создаем гражданина новой формации. И такой гражданин сам станет заказчиком новых технологий и услуг. Прежде чем «утечь» за рубеж, задумается, стоит ли выпадать из дружественной среды, где доступ к информации быстр, комфортен, дешев, не обременен техническими, экономическими, бюрократическими порогами.

На это работает наша большая государственная программа «Информационное общество» (она тоже запущена в 2010 году). Этому мы в значительной степени посвятили нашу выставку «Связь-Экспокомм» - показать технологии через контент, через то, что реально востребовано нашими гражданами. Мы действительно отметили 2010 год снижением порогов доступа к информации. И логично, что в одиннадцатом году мы будем активно строить на том фундаменте, который заложили за предыдущее время.  

Залог успеха – не в принятых решениях, а в их воплощении в жизнь. Начинать надо, говоря словами Достоевского, «непременно с себя». Поэтому большая ответственность ложится на аппарат Министерства, аппарат подведомственных структур, на руководство отраслевых предприятий, на наши компании.

Мы первыми должны у себя внедрять, осваивать электронный документооборот, цифровую подпись и другие нововведения, без которых сложно сделать жизнь наших сограждан комфортнее.

Хочу поблагодарить вас за внимание и пожелать нам всем эффективно поработать, чтобы наша ежегодная встреча задала направление и ритм работы регулятора и отрасли.

Спасибо за внимание!

 

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.