Интервью Игоря Щёголева радиостации Business FM на Петербургском экономическом форуме
наверх
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Интервью Игоря Щёголева радиостации Business FM на Петербургском экономическом форуме

Будущее российской системы ГЛОНАСС сейчас зависит от потребителей, считает министр связи Игорь Щёголев. По его словам, в развитии сервиса должны участвовать новые компании. Об этом Игорь Щёголев рассказал Business FM на Петербургском международном экономическом форуме.


Business FM: Сегодня шла речь всерьез о том, что системой ГЛОНАСС, скоро начинает весь мир пользоваться. На самом деле это история частично оборонная, не совсем с вашим министерством связана, но, тем не менее, она отчасти и народная. Система глобального позиционирования: каковы перспективы, сроки? Потому что – то спутники падают, то аппараты не того качества. Чего нам ждать в этой области?

Щёголев: Строго говоря, как и внедрение системы ГЛОНАСС, как и многое другое в нашей стране, должно зависеть в первую очередь от потребителей. У нас пока очень высокие ожидания от государства, это касается не только ГЛОНАСС, но как только появятся молодые компании, которые начнут предлагать сервисы и позиционирование, и геотаргетирование на базе нашего ГЛОНАССа, сразу жизнь станет гораздо веселее, и именно в этом - в использовании создаваемых государством возможностей для частного сектора - я и вижу сейчас главный вызов.

Business FM: Надо не только надеяться, но нужно создавать компании?

Щёголев: Да, нужно создавать компании, нужно создавать оборудование. Сейчас очень многие западные компании собираются ввозить оборудование, которое будет работать на два сигнала, не потому, что мы их заставляем, а потому, что те страны, в частности Скандинавия, которые к этому перешли, убедились, что двойной сигнал лучше, чем одинарный, позволяет видеть приборы, в том числе и между домами на узких улицах, чего отдельно даже GPS не позволяет, и предоставляет дополнительные возможности. Повышается точность позиционирования, а это дополнительное преимущество. И на наш рынок будет ввозиться все больше и больше таких приборов

Business FM: Год назад мы говорили о развитии в этой в области. За год много чего произошло. Сегодняшний статус и перспективы развития этого одного из наиболее перспективных и прогрессивных в сфере услуг коммуникаций.

Щёголев: За этот год государство научилось очень хорошо играть в пас с рыночными компаниями, и мы перепасовали этот мяч группе достаточно уважаемых наших предприятий. Это и «большая тройка», «Ростелеком», «Скартел», который был пионером рынка связи четвертого поколения. Они договорились об объединения своих усилий для развития связи четвертого поколения. Это позволит и эффективнее использовать частотные ресурсы, экономить существенно на инфраструктуре. Соответственно и услуги, которые могли бы предоставляться, были бы более дешевыми и более разнообразными, потому что теперь компании уже не конкурировали на размере капиталовложений в построение сети, а конкурировали бы на оказании реальных услуг. И сейчас слово за компаниями, за ними выработка модели, за ними начало работ над этим проектом.

Business FM: Там возникла довольно причудливая конструкция. Группа конкурентов, условно говоря, садится на структуру одного из игроков, и это выглядит как-то очень...

Щёголев: Это модель, которая очень широко применяется, но это абсурдно. Когда едешь по нашей стране, конечно, богаты, но не богаты на столько, чтобы в самых отдаленных регионах стояли рядом три вышки сотовой связи, это же было, а к этим трем вышкам протянуты три линии оптики, соответственно тройное обеспечение электроэнергетикой. И если что происходит, то надо выезжать трем ремонтным бригадам. Это же абсурд. Поэтому создание такой единой компании, которая бы строила новую инфраструктуру, а остальные бы занимались конкретно услугами очень перспективно, и есть ряд стран, где такая модель применяется. Поэтому, если все состоится, как это компаниями задумано, то мы думаем, что потребители будут довольны.

Business FM: Вот к другой теме, которую мы также обсуждали, по крайней мере, такого видимого прогресса нет. Видимо, что-то происходит, но широкой публике неизвестна цифровизация.

Щёголев: Это неправда, что процесса нет. У нас уже построены сети на территории, которая охватывает 20 миллионов граждан России, даже больше чем 20 млн. К концу этого года это будет уже территория с 40-миллионным населением. Летом мы планируем запуск тяжелого спутника связи, он должен выйти на орбиту в августе, и уже пойдет живой сигнал на Дальний Восток. У нас запланирована большая информационная компания с тем, чтобы рассказать о том, что из себя представляет цифровое телевидение, какие у него есть преимущества. Мы ведем параллельно научно-исследовательские работы с тем, чтобы на той же сети предоставлять и интерактивные услуги, и те же государственные электронные услуги. Поэтому программа идет достаточно активно.

Business FM: Но появление новых технологий все быстрее возникает, и, например, возникают такие тупиковые или не тупиковые, но, тем не менее. Вот WiMAX уже перестал быть острым вопросом повестки, хотя, некоторые компании вложились в его развитие. Вот, министерство, как регулятор просто наблюдает за этим или как-то участвует в принятие решений, или ограничивает?

Щёголев: Не только министерство, но и правительство. У нас был принят достаточно важный документ в этом году, который определяет перспективные технологии и частоты, в полосах которых эти технологии будут развиваться, поэтому рынок может посмотреть видение регулятора, видение правительства, в каких частотах какие технологии должны внедряться. Мы в значительной степени определились с тем, что мы собираемся использовать, так называемый цифровой дивиденд — это те частоты, которые должны высвобождаться в ходе перехода на цифровое телевизионное вещания. А то, что технологии быстро меняются, ну, это свойство этих технологий. Мы видим, то же самое происходит с многими стандартами звука и видеозаписи. Мы говорили с ветеранами, пионерами российской мобильной связи, они говорят, что очень многие авторитетные эксперты говорили, что хорошо, если к 2005 году число пользователей мобильной связи в России будет от 2,5 до 25 тысяч человек. Сейчас 250 миллионов, и я думаю, что эти эксперты не посыпают себе голову пеплом — это нормальный процесс. Мы помним все взлеты и падения того же Apple, связанные с приходом и уходом Стива Джобса, мы видим, что один человек в состоянии задавать векторы отрасли, и, конечно, эти вещи абсолютно непредсказуемы.

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.