в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России) прошло расширенное заседание коллегии, на котором были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации в 2001 году и задачи на 2002 год.
наверх
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России) прошло расширенное заседание коллегии, на котором были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации в 2001 году и задачи на 2002 год.

Пресс-релиз


4 марта 2002 года в Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России) прошло расширенное заседание коллегии, на котором были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации в 2001 году и задачи на 2002 год. В работе коллегии приняли участие руководители предприятий и организаций электросвязи (традиционные и новые операторы), почтовой связи и информатизации, управлений Госсвязьнадзора, организаций Государственной радиочастотной службы, научно-исследовательских, проектных, строительных организаций и учебных заведений отрасли. На коллегии также присутствовали Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Б.Пуликовский, Министр промышленности, науки и технологий Российской Федерации И.И.Клебанов, начальник связи Вооруженных сил Российской Федерации Ю.М.Залогин, начальник Спецстроя России Н.П.Аброськин, генеральный директор ФАПСИ В.Г.Матюхин, генеральный директор "Росавиакосмоса" Ю.Н.Коптев, генеральный директор РАСУ В.В.Симонов, представители Аппарата Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители Минэкономразвития, МАП, Минфина, МПС, МНС и Минимущества России.
Как отмечалось на коллегии, отрасль успешно преодолела негативные моменты, вызванные рецессией на мировых товарных и финансовых рынках, и продемонстрировала устойчивую тенденцию к росту темпов экономического развития.
Позитивные изменения иллюстрирует динамика основных показателей. Согласно оперативным данным, общий доход отрасли в 2001 году составит 202,9 млрд. рублей, что на 40% выше по сравнению с прошлым годом. Валовой доход (выручка) от реализации услуг традиционными операторами ожидается в сумме 122,3 млрд. руб., или 125,9% к 2000 году, прибыль - в сумме 18,4 млрд. руб., или 131,1% к 2000 году. Предполагается, что уровень рентабельности отрасли составит около 19%.
Объем освоенных капитальных вложений на важнейших объектах отрасли по данным оперативной отчетности составил 37,5 млрд. руб., ввод основных фондов - 33,1 млрд. руб.
По предварительным данным в 2001 году введено 1858,0 тыс. номеров городской и 159,4 тыс. номеров сельской телефонной связи, 4,2 млн. номеров подвижной радиотелефонной связи, 27,1 тыс. каналов междугородных и 1320 каналов международных телефонных станций, 4877,3 км радиорелейных и 32,6 тыс. км кабельных линий связи, 5 телевизионных станций, 42 телевизионных передатчика, 102 наземных спутниковых станции, радиовещательные станции общей мощностью 349,6 кВт, 57 комплектов маломощных ретрансляторов УКВ и 2 узловых предприятия почтовой связи.
Обеспечен также ввод в эксплуатацию магистральных и внутризоновых волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП) общей протяженностью 6979,6 км. Наиболее важные из них - ВОЛП Волгоград-Ростов-на-Дону, Волгоград-Элиста-Буденновск, Новорождественская-Ставрополь-Махачкала с привязкой к городам Северного Кавказа, в том числе к городу Грозный.
К началу 2002 года доля цифровых каналов, задействованных на первичной сети связи общего пользования, выросла до 83%.
С 3,4 млн. до 7,8 млн. увеличилось в 2001 году число абонентов сотовой связи, что составило 231 % по отношению к 2000 году. Уровень проникновения сотовой связи к концу 2001 года вырос до 5,3 % (для сравнения: 2,3 % в 2000 году). Как и в 2000 году, в 2001 году основной прирост числа абонентов сотовой связи обеспечили операторы федеральной сети стандарта GSM. На 1 января 2002 года численность таких абонентов составляла 85 % от общего числа абонентов сотовой связи.
Развитие местной телефонной связи осуществлялось, в основном, на базе современных цифровых АТС, что позволило повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг (Интернет, ISDN, телематические службы, услуги интеллектуальных сетей). Коэффициент цифровизации местной телефонной сети по всем операторам в 2001 году составил порядка 35% против 31,7% в 2000 году.
Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети за 2001 год составил около 1,5 млн. аппаратов в основном за счет телефонных аппаратов, установленных у населения.
Рост рынка информационных технологий, по сравнению с 2000 годом, составил 18,0%, обновление парка эксплуатируемых ЭВМ - 10%. Общее число эксплуатируемых ЭВМ превысило 11 млн. Увеличилось количество персональных компьютеров (ПК) в домашнем использовании. Плотность ПК составляет 7,5 ед. на 100 человек населения (для сравнения: 6,4 в 2000 году). По состоянию на 01.01.2002 в сети Интернет зарегистрировано порядка 4,3 млн. пользователей. На 131,7 % по отношению к 2000 году вырос объем отправлений электронной почты, составивший в 2001 году около 3 тыс. Гбайт.
Услуги почтовой связи общего пользования на конец 2001 года предоставляли около 2 тыс. городских и районных узлов почтовой связи и почтамтов, около 40 тыс. отделений почтовой связи и входящие в организационную структуру 83 управления федеральной почтовой связи (по статистике - 3 объекта почтовой связи на 10 тыс. человек).
Для перевозки внутренней и международной почты функционирует 80 железнодорожных магистральных маршрутов с плановым пробегом 6,5 млн. км в месяц. Количество магистральных автомаршрутов по сравнению с 2000 годом увеличилось до 48 единиц, в том числе: 40 - межобластных и 8 внутриобластных, приравненных к магистральным, с плановым пробегом 0,8 млн. км. Ведомственный транспортный парк составляет 1372 почтовых вагонов и около 17 тысяч автомобилей.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15.02.2001 межведомственной рабочей группой Минсвязи, Минимущества и Минэкономразвития России разработан проект Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.
В основу Концепции положена централизация управления государственной почтой в рамках одного юридического лица, что позволит повысить управляемость и эффективность деятельности федеральной почты России, увеличить доходы от оказания почтовых услуг и обеспечить оптимальные условия для проведения масштабных инвестиционных программ совершенствования операционной деятельности.
В рамках реализации программы КиберПочт@, разработанной с учетом "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)", на базе инфраструктуры почты начато развитие системы общественного доступа к сети Интернет. К началу 2002 года на объектах федеральной почтовой связи открыто около 1400 пунктов коллективного доступа в Интернет, в том числе на селе - 500, и оказывается более 10 видов услуг.
В области спутниковой связи основным направлением работ было обеспечение реализации "Программы экстренных мер по государственной поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения". В соответствии с Программой в 2001 году осуществлен запуск и ввод в эксплуатацию космического аппарата "Экран-М", что позволило снять напряженность по распространению телевизионной программы "ОРТ" на регионы Сибири и Дальнего Востока.
В целях дальнейшего развития национальных систем спутниковой связи и вещания обеспечено принятие Правительством Российской Федерации Постановления от 25.08.2001 №626 "О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения". В рамках реализации постановления подписаны контракты и начато производство новых космических аппаратов. Запуск первого космического аппарата этой серии планируется осуществить в текущем году.
Для повышения эффективности использования существующей емкости спутников с ноября 2001г. начата трансляция ТВ программ "ОРТ" и "РТР" в аналого-цифровом режиме на европейский регион России.
Проведена разработка системного проекта создания спутниковой мультисервисной сети Дальневосточного федерального округа.
В области наземного цифрового телевещания продолжались экспериментальные исследования на опытных зонах в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, которые показали работоспособность отечественного оборудования. Организована разработка норм и государственных стандартов на наземное цифровое телевещание, принятие которых даст возможность открытия в стране регулярного вещания.
Минсвязи России организованы интенсивные исследования в области развития сетей кабельного телевидения с решением задач предоставления интерактивных услуг.
Ведутся также работы по организации экспериментального наземного цифрового звукового вещания.
В 2001 году Минсвязи России оформлено 3446 лицензий, из них по электросвязи - 2890, по ТВ и РВ - 517, по почтовой связи - 39. По заключениям органов надзора за связью приостановлено действие 288 лицензий, действие 1481 лицензий аннулировано и 540 - продлено.
Продолжалось совершенствование системы сертификации средств связи. Результатом этой работы, которая проводилась с целью отражения в нормативных документах изменений в законодательстве по сертификации и упрощения процедур обязательной сертификации, стала регистрация системы сертификация "Связь" в государственном реестре и в Минюсте России.
В ходе структурной реформы завершена работа по реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации образовано 76 управлений государственного надзора за связью и информатизацией. Минюстом России утвержден и зарегистрирован приказ Минсвязи России (от 18.04.2001 № 126 "Об установлении норматива отчислений"), устанавливающий порядок их финансирования.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 25.12.2000 №1002 в 2001г. созданы органы Государственной радиочастотной службы при Минсвязи России (ГРЧС). Начата переработка действующих и разработка новых нормативных правовых и нормативных технических документов в области деятельности ГРЧС. Организован ряд научно-исследовательских работ в целях более эффективного использования радиочастотного спектра и изыскания полос частот для подвижной связи.
В первой половине 2001 года был завершен первый этап укрупнения зависимых компаний ОАО "Связьинвест", предусматривавший объединение региональных операторов связи. В настоящее время компании холдинга проводят следующий, межрегиональный, этап реорганизации, конечным результатом которого станет создание семи крупных операторов связи в регионах Центр, Северо-Запад, Волга, Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
В процессе региональной консолидации удалось выработать условия объединения, устроившие все заинтересованные стороны: государство, миноритарных акционеров, менеджмент и трудовые коллективы. В итоге на собраниях акционеров объединяемых компаний планы реформирования одобрили от 93 до 98 % держателей акций.
В 2001 году проведены мероприятия по совершенствованию существующей организационной структуры ОАО "Ростелеком", укрупнению филиалов общества с целью повышения эффективности его работы и совершенствования коммерческой деятельности.
Тарифная политика в 2001 году предусматривала установление экономически обоснованных уровней тарифов на весь комплекс регулируемых услуг. В 2001 году пересмотр тарифов на услуги связи проводился исходя из предложений организаций связи с учетом темпов инфляции, сложившихся в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, платежеспособного спроса, а также мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных управлений МАП России.
В соответствии с решениями Правления МАП России средний рост тарифов в 2001 году в среднем по России составил:
на предоставление доступа к телефонной сети общего пользования:
для населения - 98 % (размер тарифа составил 4,5 тыс. руб.); бюджетных и коммерческих организаций - 65 % и 40 % соответственно (размер тарифа - 6,1 тыс. руб. и 6,5 тыс. руб.);
за пользование телефоном (абонентская плата):
для населения - 21,9 %, бюджетных организаций - 12,7 %, коммерческих организаций - 6,3 %.
С 1 января 2002 года произведено очередное повышение тарифов по оказанию услуг местной телефонной связи: для населения - на 25 %, для бюджетных организаций и коммерческих организаций - на 13,2 % и 4,8 % соответственно.
В течение 2001 года с учетом фактического возмещения затрат дважды пересматривались тарифы на регулируемые услуги почтовой связи. С 1 апреля 2001 года почтовые тарифы были повышены на 10,4%, с 10 ноября 2001 года на 30 % выросли тарифы на пересылку почтовой карточки, письма (простого и заказного), письма с объявленной ценностью. Также на 30 % был повышен весовой сбор за пересылку бандероли с объявленной ценностью, при этом плата за объявленную ценность снизилась на 20 %.
В целом же тарифы на услуги местной телефонной связи для населения остаются убыточными для 57 из 87 региональных операторов электросвязи. Ниже себестоимости устанавливаются также тарифы на универсальные услуги почтовой связи.
Кадровая политика была направлена на оптимизацию государственного регулирования в сфере управления персоналом федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений связи, а также акционерных обществ с государственным контрольным пакетом акций.
По согласованию с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах назначены 52 руководителя ФГУП и государственных учреждений связи, в том числе 46 начальников управлений Госсвязьнадзора России, продлены трудовые отношения с 22 руководителями. Впервые в отрасли был проведен конкурс на замещение должностей генеральных директоров радиочастотных центров, по результатам которого назначены 6 руководителей.
Международное сотрудничество в 2001 году развивалось по нескольким основным направлениям:
сотрудничество с международными организациями связи - Международным союзом электросвязи (МСЭ), Всемирным почтовым союзом (ВПС), Региональным содружеством в области связи (РСС), Европейской конференцией администраций почт и электросвязи (СЕРТ), Европейским институтом стандартизации электросвязи (ЕТSI), международными организациями спутниковой связи (МОСС) "Евтелсат", "Интелсат" и "Интерспутник" и рядом других международных и региональных организаций;
двухстороннее сотрудничество с зарубежными администрациями связи в рамках межправительственных и межведомственных комиссий и рабочих групп, подготовка проектов межведомственных и межправительственных соглашений;
международное сотрудничество в области информатизации;
участие в международных выставках, семинарах, конференциях и проведение таких мероприятий.
Проводились двусторонние и многосторонние консультации со странами-членами Всемирной торговой организации (ВТО) по обсуждению российского перечня ограничений. В настоящее время подготовлена новая позиция России по присоединению к ВТО в области телекоммуникационных и информационных услуг, обеспечивающая защиту интересов отечественных компаний, предоставляющих эти услуги.
В 2001 году проводилась большая работа по развитию законодательной базы.
Правительством Российской Федерации принят подготовленный Минсвязи России совместно с ФАПСИ Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи", который обеспечивает правовые условия для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документах на бумажном носителе.
Подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" и предложения по комплексу мер по развитию российской индустрии программного обеспечения.
Разработаны "Программа стандартизации в сфере информатизации на период 2002-2004 гг." и нормативно-методические документы по надзору за деятельностью в этой сфере.
В 2001 году Минсвязи России представлен в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи", направленный на создание правовых условий для решения стратегических задач развития отрасли и разработанный с учетом интересов России в информационной сфере, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг.
К основным принципам проекта Федерального закона относится:
формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат;
создание условий для интеграции России в мировую экономику;
повышение эффективности использования имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала;
постепенный отход государства от избыточного вмешательства в дело бизнеса;
прозрачность отношений между государством и предпринимателями, закрепленных в правовых нормах прямого действия.
В 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена и в начале 2002 года принята федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002-2010 годы". Постановлением Правительства Минсвязи России определено государственным заказчиком - координатором реализации программы.

В 2002 году развитие отрасли будет направлено на сохранение темпов экономического роста и создание условий для ускоренного развития традиционных и новых средств связи и информатизации. С учетом этих приоритетов в проекте Постановления итоговой коллегии определены основные задачи 2002 года. В частности, коллегия считает необходимым:
обеспечить создание механизмов для реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", организацию и проведение конкурсов на выполнение работ по проектам программы и осуществление функций государственного заказчика-координатора программы,
обеспечить осуществление мер по реализации Федерального закона "Об электронной цифровой подписи",
продолжить работу над проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О связи",
завершить в 2002 году разработку нормативной базы государственного надзора в сфере информатизации, включая нормативы качества услуг по информатизации,
продолжить разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области почтовой связи и обеспечивающих реализацию положений Правил оказания услуг почтовой связи,
разработать новую транспортно-сортировочную схему магистральной перевозки почты,
продолжить работу по обновлению ассортимента выпускаемой маркированной продукции с повышенной степенью защиты,
завершить работу по открытию пунктов коллективного доступа в Интернет в узлах федеральной почтовой связи и приступить к их внедрению в отделениях почтовой связи в крупных городах,
обеспечить внедрение на сети федеральной почтовой связи новых форм распространения печатных изданий по подписке,
обеспечить внедрение на сети федеральной почтовой связи единой системы почтовых переводов денежных средств на основе технологии электронных переводов, а также услуги по доставке счетов абонентов электросвязи,
подготовить в 1-м полугодии 2002 года предложения по совершенствованию статистической базы развития информатизации,
обеспечить согласно утвержденному Плану разработку нормативной правовой и нормативной технической документации в области деятельности ГРЧС при Минсвязи России и государственного регулирования радиочастотного спектра,
подготовить и внести в 2002 году в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты правил оказания услуг подвижной связи,
продолжить работу, направленную на увеличение объемов ввода номерной емкости телефонной сети и работу, связанную с выводом из эксплуатации аналогового оборудования,
обеспечить контроль и оказать необходимую помощь при разработке в 2002 году единой Генеральной схемы развития сетей электросвязи межрегиональных компаний и ОАО "Ростелеком",
обеспечить разработку и принятие концепций создание федеральной сети документальной электросвязи и федеральной интеллектуальной сети, а также концепции построения мультисервисных сетей на ВВС России,
обеспечить разработку раздела "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" и включение его в ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года",
совместно с МАП России обеспечить доведение тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи до себестоимости их оказания,
продолжить работу над совершенствованием механизма компенсации расходов потребителей, связанных с получением ими льгот по оплате услуг связи,
совместно с "Росавиакосмосом" обеспечить в текущем году изготовление, запуск и ввод в эксплуатацию КА "Экспресс-А" №4,
совместно с ФГУП "РТРС" организовать разработку в 2002 г. "Программы модернизации действующей сети телерадиовещания на территории Российской Федерации",
обеспечить разработку регионального Плана телерадиовещания,
совместно с ОАО "Телеком" завершить в IV кв. 2002 г. экспериментальное наземное цифровое ТВ вещание в опытных зонах и на основе полученных результатов обеспечить разработку отраслевых и государственных стандартов.

5 и 6 марта работа итоговой коллегии будет продолжена в рамках семинаров-совещаний и "круглых столов" по вопросам информатизации, радио, телевидения, электрической, спутниковой и почтовой связи, тематике деятельности Государственной радиочастотной службы и целому ряду других направлений. На заседаниях секций планируется обсудить итоги выполнения наиболее важных в минувшем году работ, текущие задачи, приоритетные программы и планируемые на 2002 год мероприятия.


Пресс-служба Минсвязи России: тел.(095) 928-65-80, 201-69-45, факс (095) 292-74-55

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.