Олег Иванов: «2019–2020: от поступательного развития к стратегии прорыва»
наверх
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Олег Иванов: «2019–2020: от поступательного развития к стратегии прорыва»

О развитии отечественной отрасли связи и информационно-коммуникационных технологий, международном регулировании и работе российской делегации на ВКР-19, реформировании универсальных услуг связи, перспективах создания сетей 5G/IMT-2020 в России, нормативно-правовых инициативах, новейших технологиях, о задачах отрасли на будущее журналу «Электросвязь» рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Иванов.

«ЭС»: Олег Анатольевич, чем 2019 год, по вашему мнению, войдет в хронику глобальных телекоммуникаций?

– Необходимо отметить прорыв в области международного регулирования. Об этом свидетельствуют итоги Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-19), где были приняты кардинальные решения по спецификациям 5G. В некоторых странах, как известно, уже запущены опытные сети 5G, а кое-где и коммерческие. Однако только ВКР-19 сделала возможным глобальное распространение инновационных способов соединения мира с использованием технологий связи пятого поколения. Для систем IMT были идентифицированы полосы частот миллиметрового диапазона: 24,25–27,5, 37–43,5, 45,5–47, 47,2–48,2 и 66–71 ГГц. В будущем это позволит предоставлять сверхвысокоскоростные услуги подвижной связи с малой задержкой и создаст основу для внедрения новых мобильных применений в различных сферах жизни и отраслях экономики.

Важно и то, что российская делегация отстояла свои позиции по многим вопросам, даже несмотря на серьезное противодействие со стороны ряда зарубежных администраций связи (АС). Принятые решения исключают дискриминацию отечественных проектов спутниковых систем связи и вещания, защищают существующие сети Российской Федерации при распределении полос частот для служб радиосвязи, обеспечивают международно-правовую защиту российских радиолокационных и авиационных систем военного назначения, а также систем правительственной связи в различных диапазонах радиочастот.

Такому успеху мы во многом обязаны международному престижу НИИ Радио. Ведущие специалисты института: Сергей Пастух, Александр Васильев, Владимир Минкин, Виктор Стрелец и другие – играют ключевую роль в исследовательских комиссиях и других структурах Международного союза электросвязи (МСЭ). Их авторитет у руководства МСЭ и представителей других стран непререкаем.

«ЭС»: Как вы оцениваете итоги развития российской отрасли электросвязи/ИКТ?

– Главное, конечно, это запуск всех федеральных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Я курирую федеральный проект «Информационная инфраструктура» – с него и начну. Факты говорят сами за себя: началась стройка, масштабы которой, полагаю, превышают все ранее известные телеком-проекты.

Все готово к тому, что в течение трех лет суммарно будет подключено свыше 104 тыс. социально значимых объектов. Проект реализуется на конкурентной основе, благодаря чему уже удалось сэкономить существенные государственные средства – более 92 млрд руб.

 «ЭС»: Что входит в перечень социально значимых объектов?

–Это школы: городские подключаются на скорости не менее 100 Мбит/с, сельские – не менее 50 Мбит/с (на практике операторы добиваются более высоких скоростей). Доступ к сети интернет также получают фельдшерско-акушерские пункты, местные муниципальные органы власти, пожарные команды, подразделения Росгвардии и полиции, объекты избирательной системы Российской Федерации, в частности избирательные комиссии субъектов РФ, территориально-избирательные комиссии и т.д. Рассматривается возможность предоставления широкополосного доступа (ШПД) для объектов культуры на селе. Тем самым решается важнейшая государственная задача по обеспечению соблюдения равных конституционных прав граждан на получение и распространение информации.

Проект строительства информационной инфраструктуры является материальной основой для реализации смежных проектов в других национальных программах: по здравоохранению, образованию и т.д. Развернув инфраструктуру, допустим, в школах, можно развивать цифровые сервисы, предназначенные для предоставления доступа к широкому спектру образовательных услуг. Если в прошлом году мы подключили все больницы, то в этом году, когда массово подключаются учреждения первичного звена (фельдшерско-акушерские пункты), появляется возможность сформировать контур здравоохранения, охватывающий все население Российской Федерации.

«ЭС»: По каким технологиям ведется подключение объектов?

– Все технические параметры подключения определены и жестко зафиксированы. Используются разные технологии: проводные (преимущественно ВОЛС) и беспроводные. Как показывает практика приема уже подключенных объектов, операторы связи свои обязательства по контрактам выполняют. Некоторые компании, кстати, уже сейчас предлагают приступить к реализации планов 2020 года.

Единственный регион, который не был присоединен по проводам к Единой сети электросвязи (ЕСЭ) Российской Федерации, – Чукотка. Для его подключения в регионе планируется построить подводную волоконно-оптическую линию передачи (ПВОЛП). Кабель длиной 2240 км протянется из Петропавловска-Камчатского в Анадырь. Согласно контракту, через три года Чукотка, как и все регионы, будет подключена к ЕСЭ.

«ЭС»: Каково место спутниковой связи в информационной инфраструктуре цифровой экономики?

– Федеральный проект «Информационная инфраструктура» предусматривает развитие спутниковой группировки «Экспресс-РВ». Четыре космических аппарата с малым наклоном на орбитальной плоскости должны обеспечить постоянное покрытие всей территории Российской Федерации – от Дальнего Востока до Калининграда. В северных широтах этот проект имеет критически важное значение.

«Экспресс-РВ» представляет собой систему подвижной спутниковой связи с возможностью беспроводного ШПД и цифрового радиовещания. В решении заложена идея максимального использования отечественных разработок. Используя опыт работы со старыми, еще с советских времен, спутниками типа «Молния» на высокоэллиптических орбитах, мы создаем не просто группировку типа OneWeb, которая представляет собой систему фиксированной спутниковой службы (ФСС), а по-настоящему систему подвижной спутниковой связи (ПСС), которая может функционировать на любых мобильных платформах на всей территории страны, включая полярные регионы.

Среди итогов 2019 года хотелось бы отметить и то, что впервые в России формируется единая автоматизированная система контроля предоставления услуг. В 2020 году мы реально отказываемся от всей бумажной работы по приемке и учету оказанных услуг, переходим на автоматизированные способы контроля и предоставления отчетности.

Разрабатывается нормативный правовой документ, определяющий генеральную схему связи, в которую будут заложены данные о сетях связи всех операторов. Одновременно создается государственная информационная система, которая позволит осуществить планирование на среднесрочную перспективу, оптимальным образом решить самые разные вопросы, начиная от регуляторики и заканчивая устранением аварийной ситуации технических средств связи.

Готовится также приказ Минкомсвязи, в котором должны быть обозначены требования к центрам обработки данных (ЦОД), присоединяемым в рамках эксперимента по переводу информационных ресурсов органов исполнительной власти в государственную единую облачную платформу (ГЕОП). Решается большое количество вопросов, связанных с проектами по информационным платформам.

Следует подчеркнуть, что школы и объекты избирательной системы подключаются к Единой сети передачи данных (ЕСПД) для госорганов по специальной виртуальной сети, которая поддерживает все необходимые функции по защите информации, в первую очередь персональных данных, по блокировке запрещенных ресурсов и т.д.

В декабре ожидается сдача работ по всем контрактам, кроме мобильной связи на федеральных трассах.

 «ЭС»: Не хотят операторы идти в регионы?

– Первый этап нового проекта по обеспечению мобильной связью всех федеральных трасс, к сожалению, застопорился: торги не состоялись, так как не было подано ни одной заявки. Хотя условия конкурса предусматривают стопроцентное субсидирование установки антенно-мачтовых устройств и прокладки дорог к ним, подключения электричества. Операторы посчитали, что, даже если Минкомсвязи компенсирует расходы на строительство и кейс сложится, компенсировать операционные расходы (OpEx) за счет коммерческого трафика на отдаленной федеральной трассе практически невозможно. Возможно, строительство мобильных сетей на дорогах возьмет на себя не оператор «большой четверки», а региональная компания. Местные администрации могут поддержать своих предпринимателей, чтобы решить эту важную социальную задачу.

«ЭС»: Какие новеллы заложены в законопроект, условно называемый «о придании сотовой связи статуса универсальной услуги»?

– Законопроект по кардинальному реформированию универсальных услуг связи (УУС). разрабатывается давно. В нем заложены шесть основных новаций.

Снижается порог охвата универсальной услугой населенных пунктов (сейчас это 250–500 человек): широкополосный доступ придет и туда, где проживает всего 100 человек.

Казалось бы, УУС реализуются, количество обеспеченных ими населенных пунктов растет – к концу года их число достигнет 10 тыс. Однако анализ показывает, что количество подключаемых домохозяйств остается прежним. То есть не принимаются во внимание запросы того слоя населения, который и делает услугу действительно востребованной. Так сложилось потому, что по условиям предыдущего контракта задача подключения домохозяйств перед «Ростелекомом» не ставилась и коммерческой выгоды для себя оператор в ней не видел. По новым нормам ему придется этим заниматься и отказать в присоединении физическим и юридическим лицам у него оснований нет. Необходимая емкость сети связи будет обеспечена в каждом населенном пункте.

В середине текущего года мы столкнулись с ситуацией, когда в 1302 населенных пунктах (из 9 тыс. уже подключенных к сети интернет) отсутствовала обычная мобильная связь. Интернет есть, а сотовой связи нет! Доходило до анекдотических случаев: люди не могли получить SMS, чтобы авторизоваться для подключения к сети. Поэтому в законопроект внесена обязанность оператора универсального обслуживания в населенных пунктах, где отсутствует возможность оказания услуг сотовой связи, одновременно с точкой доступа в интернет устанавливать еще и базовую станцию сотовой связи, чтобы обеспечивать граждан услугами мобильной связи.

Оператору УУС вменяется в обязанность допустить к использованию этих базовых станций (естественно, на коммерческой основе) и других операторов связи. Такая функция может быть реализована по модели совместного использования частот (frequency sharing), обмена инфраструктурой (RAN sharing) или MVNO (mobile virtual network operator, виртуальный оператор сотовой связи).

В соответствии с новым НПА оператор универсального обслуживания лишается права отказать и юридическому лицу в подключении к своей сети. Это стимул для образования небольших местных операторов связи, которые будут предоставлять услуги непосредственно населению. Таким образом решается проблема недискриминационного доступа. Эксперименты по созданию таких небольших провайдеров в отдельных регионах следует признать удачными: построенный в течение трех месяцев локальный бизнес буквально за полгода выходит на рентабельность.

Известно, что резерв универсального обслуживания формируется за счет отчислений в него операторских компаний в размере 1,2% от прибыли. Это правило в соответствии с действующим пока законодательством распространяется и на крымских операторов. При этом универсальных услуг в Крыму нет! Новый законопроект устраняет эту несправедливость.

«ЭС»: Какая судьба ждет таксофоны?

– Все 147,7 тыс. на территории Российской Федерации останутся на своих местах. Но по ходатайству субъекта РФ и при согласовании с МЧС и Минкомсвязью может быть принято решение о подключении к ним средств аудиовизуального оповещения о чрезвычайной ситуации. Различные варианты таких продуктов разработаны и были представлены на выставках. В частности, подобный образец есть у РСВО. Средства оповещения будут устанавливаться на таксофоны в районах, опасных в плане ЧС. В перспективе включение систем оповещения на таксофонах возможно в масштабах всей страны.

«ЭС»: Имеет ли смысл оставлять таксофоны? В больших городах они не востребованы, а в глубинке стоят эти будочки, и вокруг них трава даже не выкошена…

– Таксофоны – это единственная энергонезависимая связь, которая продолжает работать при отключении электричества. Вспомните блэкаут 2005 года в Москве, когда к таксофонам стояли очереди.

Кроме того, не все знают, что с этого года звонок из таксофона на любой номер на территории России бесплатный. Не нужны никакие карточки – из Рязанской области, например, можно бесплатно позвонить в Калининград или Владивосток, для чего достаточно набрать код региона – и можно говорить часами. Сельские жители об этом знают, и уже сейчас рост трафика с таксофонов увеличился почти на два порядка.

«ЭС»: Но таксофоны ломаются…

– Конечно, мы не всегда замечаем неисправность сразу, хотя услуга оператору универсального обслуживания оплачивается. Поэтому и важна автоматизированная система контроля, внедрение которой начнется с социально значимых объектов, а следующий этап – таксофоны.

При этом оператор универсального обслуживания освобождается от обязанности содержать пункты коллективного доступа (ПКД). Устаревшие компьютеры со скоростью подключения 256 или 512 кбит/с, которые размещались в отделениях «Почты России», совершенно не востребованы у населения – это пустая трата государственных средств.

Недавно подготовленный Минкомсвязью России законопроект по реформированию УУС успешно прошел первое чтение в Госдуме.

«ЭС»: 2019 год начинался с обсуждения в Аналитическом центре при Правительстве РФ сценариев развития сетей 5G/IMT-2020 в России. Дебаты по инфраструктурному оператору ведутся до сих пор…

– Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 на территории Российской Федерации является важной составляющей федерального проекта «Информационная инфраструктура», и ее разработка идет очень непросто, особенно это касается использования частот. Окончательно договориться операторы пока не смогли, однако они близки к консенсусу. Тесно контактируя с силовыми структурами, мы находим точки соприкосновения. Растет понимание того, что в течение двух-трех лет сможем построить инфраструктуру, в том числе и 5G, на уровне ведущих стран мира. Ожидается, что к 2024 году будет обеспечено устойчивое покрытие 5G/IMT-2020 во всех 15 городах-миллионниках России.

Чтобы подтолкнуть операторов большой четверки к достижению договоренностей, администрация связи открывает возможность использования 5G и другим игрокам рынка.

«ЭС»: Сегодня вы возглавляете Рабочую группу при Правительстве РФ по совместному использованию частот, в которую входят представители силовых ведомств и операторы. Вопрос использования диапазона 3,4–3,8 ГГц закрыт?

– В глобальном масштабе – да. Но, чтобы операторы могли получить необходимую практику в развертывании и эксплуатации сетей 5G, мы работаем над отдельными опытными зонами. Особенность 5G в том, что это весьма ресурсоемкая технология. В любом случае выделенные каждому оператору 100 МГц будут «съедены» за полгода. И потребуются новые мегагерцы. Так что к этому вопросу надо подходить комплексно.

Следует учитывать и то, что поставлена задача внедрять сети 5G преимущественно на отечественном оборудовании. Поэтому заключено соответствующее соглашение между Правительством Российской Федерации, «Ростехом» и «Ростелекомом» по созданию необходимого оборудования для инфраструктуры 5G.

«ЭС»: Диапазон 4,4–4,9 ГГц считается резервным. Изначально речь шла о его бесплатном выделении...

– Действительно, предполагалось выделение частот вне торгов инфраструктурному оператору для развития и дальнейшей расчистки диапазона. Возможность развития сети с использованием единой инфраструктуры операторов связи обсуждается почти год… А компании до сих пор не договорились (11 декабря, уже после того, как Олег Иванов дал это интервью, МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком» объявили о подписании соглашения о создании СП с равными долями каждого оператора для совместной работы над 5G. – Минкомсвязь России). 1 ноября состоялась встреча с руководителями операторов, они заверили, что договоренность практически достигнута, осталось ее оформить. Если компании все-таки не придут к консенсусу, перейдем на конкурсную модель. В полосе частот 4,8 (4,4–4,9) ГГц идут эксперименты.

«ЭС»: А что касается миллиметрового диапазона?

– Пока готовим конкурсы на два лота в диапазоне 25,25–27,5 ГГц. Всего их будет шесть: четыре федеральных по 400 МГц и два региональных – 250 и 400 МГц.

«ЭС»: Предложение готовиться к сетям 6G обусловлено тем, что в регуляторном плане мы отстаем от других стран по подготовке к расчистке частот?

– Отнюдь нет. Посмотрим на это в историческом плане. В разработке технологии 3G, в ее внедрении лидировали европейские операторы. В гонке за 4G пальму лидерства перехватили американские компании. Они стали законодателями мод и в стандартизации, и в развертывании сетей. В развертывании 5G фактически доминирует Китай. Сегодня вскочить на подножку уходящего поезда 5G довольно трудно, особенно с учетом частотных ограничений. Поэтому, пройдя уровень 5G и получив все необходимые компетенции, надо выходить уже на уровень 6G.

Мы должны активнее участвовать в исследовательских комиссиях МСЭ, технических комитетах Партнерства 3GPP, предлагать свои подходы. Только в этом случае сможем достойно подойти к внедрению систем связи шестого поколения. Какой она будет – трудно предполагать. Квантовые коммуникации? Лазерные технологии? Нужны комплексные исследования.

«ЭС»: Кого вы видите движущей силой процесса?

– В стране достаточно квалифицированных кадров. В частности, у НИИ радио есть потенциал для этого. Наша страна занимает передовые позиции в области квантовых коммуникаций, особенно с использованием сверхпроводников, имеются серьезные разработки в сфере лазерных технологий и СВЧ. Всем этим надо заниматься предметно, совместно с технологическими институтами развития. Теоретические выкладки следует переложить на практические рельсы.

«ЭС»: Ваши пожелания читателям новогоднего номера?

– Кроме традиционных пожеланий здоровья, любви, благополучия, хочу пожелать всем верить в себя, не отказываться от амбициозных планов в развитии нашей отрасли. И еще – больше опираться на молодых, ведь они не оглядываются на прожитые годы, поэтому ведут себя достаточно дерзко. Сейчас нам очень нужна стратегия прорыва, поступательного развития недостаточно.

Источник 

Официальный интернет-ресурс Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.