Нормативное регулирование цифровой среды

Цель проекта – создать систему правового регулирования цифровой экономики.

Основные результаты 2019 года

Принят Федеральный закон о цифровых правах:

обеспечение гражданско-правовой защиты "цифровых прав";
регулирование электронных сделок;
возможность применения условий об автоматическом исполнении договора ("смарт-контракты").

Принят Федеральный закон об НДС на электронные услуги:

возврат НДС при экспорте электронных услуг российскими компаниями.

Принят Федеральный закон о краудфандинге:

привлечение средств через цифровые платформы от широкого круга инвесторов.

Принят Федеральный закон об электронных трудовых книжках:

возможность хранения сведений о трудовой деятельности в электронной форме.

Принят Федеральный закон о цифровом нотариате:

новый формат нотариального удостоверения сделок – дистанционный, с участием двух и более нотариусов;
совершение 7 видов нотариальных действий, не требующих проверки волеизъявления, в удаленном формате;
проверка подлинности нотариальных документов с помощью QR-кода через СМЭВ;
хранение нотариусами электронных документов.

Принят Федеральный закон об электронной подписи:

реформа системы удостоверяющих центров;
безопасное и удобное использование электронной подписи;
возможность использования "облачной" электронной подписи.

Принят Федеральный закон о внедрении реестровой модели в лицензировании отдельных видов деятельности:

приоритет записи в государственных реестрах над бумажными документами.

Принят Федеральный закон об электронной регистрации услуг в области единства измерений:

приоритет электронной регистрации оформления результатов работ и услуг.

В 2020 году

планируются к принятию законопроекты:

об уточнении процедур идентификации и аутентификации;

об электронном архиве;

о персональных данных;

об электронном судопроизводстве;

о регуляторных песочницах;

о национальной системе управления данными;

об электронном кадровом документообороте.

Национальная система управления данными (НСУД)

Назначение НСУД: Обеспечение качества госданных

Повышение уровня удовлетворенности населения и бизнеса качеством оказания государственных услуг за счет:

Улучшения качества госданных через использование единых эталонных данных, а также централизованного каталога атрибутов и типов данных (реестра видов данных)

Сокращения сроков выполнения запросов сведений, необходимых для оказания госуслуг, через унификацию описания госданных и доступа к госданным

Повышение качества поддержки принятия управленческих решений в рамках задач государственного управления за счет:

Применения методов предиктивной аналитики, обогащения госданных через гармонизацию данных и применения технологий обработки «больших» данных

Обеспечение мониторинга и контроля эффективности предоставляемых государством услуг через мониторинг обмена госданными и непрерывный сбор информации об инцидентах

Повышение эффективности исполнения органами власти государственных функций за счет:

Обеспечения использования достоверных, связных, непротиворечивых данных через формирование единых требований к госданным, гармонизацию и связанность госданных, реализацию сквозных процессов мониторинга и контроля качества госданных с целью выявления неактуальных и недостоверных госданных

Использования органами власти, подведомственными учреждениями, коммерческими компаниями информационно-технологических сервисов НСУД, предоставляющих общесистемные функции в части управления данными и их жизненным циклом (в том числе обеспечение сбора, нормализации, хранения, доступа, качества, обновления, предоставления, использования, защиты, архивации, удаления)

Создание условий для развития новых бизнесов за счет:

Предоставления доступа к информационно-технологическим сервисам НСУД: формирование, основываясь на потребностях бизнеса и общества, каталога информационно-технологических сервисов НСУД, включая сервисы доступа к данным, создание электронной площадки-концентратора (маркетплейс) информационно-технологических сервисов НСУД

Развитие «сквозных» цифровых технологий

Всего за период с 2019 по 2024 год в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 276 млрд рублей.

В 2019 году определены операторы мер поддержки, а также утверждены порядки и критерии отбора проектов.

Поддержка осуществляется по 6 направлениям:

Малые предприятия (Фонд содействия инновациям – грантовая форма поддержки);

Лидирующие исследовательские центры и компании - лидеры (АО "РВК" – целевая субсидия и вхождение в капитал, грантовая форма поддержки);

Отраслевые решения (Фондом "Сколково") (грантовая форма поддержки);

Региональные проекты внедрения СЦТ (Российский фонд развития информационных технологий – целевые субсидии, грантовые соглашения);

Промышленные разработки (Минпромторг России – субсидии на возмещения затрат, Минкомсвязь – субсидирование процентных ставок).

Подготовлены к запуску в 2020 году еще 3 меры поддержки:

Поддержка проектов в области СЦТ за счет прямых инвестиций (АО "РОСНАНО" );

Поддержка проектов по внедрению СЦТ путем реализации лизинговых сделок (ПАО "ГТЛК")

Льготное кредитование проектов в области СЦТ (уполномоченные банки – это венчурные инвестиции и вхождение в капитал)

Направления развития «сквозных» цифровых технологий (СЦТ):

технологии виртуальной и дополненной реальности;

квантовые технологии;

новые производственные технологии;

технологии беспроводной связи;

системы распределенного реестра;

компоненты робототехники и сенсорика;

нейротехнологии и искусственный интеллект.

Устранение цифрового неравенства (универсальные услуги связи)

Подключение удаленных и малонаселенных пунктов к широкополосному доступу (ШПД)
по состоянию на начало 2019 года:

18 000 16 000

Населенные пункты с числом жителей от 500 до 10 тыс.:
из 18 тыс. – уже есть в 16 тыс.

14 000 8 000

Населенные пункты с числом жителей от 250 до 500 жителей: из 14 тыс. – в 8 тыс.

и их количество постоянно растет

Подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения оказания универсальных услуг связи).

Законопроектом предусмотрены следующие ключевые изменения:

  • отказ от услуг с использованием пунктов коллективного доступа (ПКД);
  • установка точек доступа (ТД) в населенных пунктах с числом населения от 100 до 500 человек;
  • вводится новая универсальная услуга – услуга подвижной радиотелефонной связи с использованием ТД;
  • начало оказания УУС на п/о Крым;
  • часть таксофонов универсального обслуживания оборудуется средствами оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС

0,0%

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет

0%

Государство обеспечит широкополосный доступ домохозяйств к сети Интернет до 2024 года

До конца 2021 года
универсальными услугами по передаче данных и доступом к интернету с использованием точек доступа должны быть обеспечены 14 тысяч (точнее – 13 958) населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек.

Универсальные услуги связи согласно Федеральному закону от 07.07.2003 №126-ФЗ (ред. 06.06.2019) «О связи» включают в себя:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ИНТЕРНЕТУ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ

Что относится к СЗО?

Школы и учреждения среднего профессионального образования

> 0

образовательных организаций
(на скорости 100 Мбит/с в городах и 50 Мбит/с в селах)

Фельдшерско-акушерские пункты

0

(до 10 Мбит/с)

Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения

0

(до 10 Мбит/с)

Органы госвласти и местного самоуправления

0

(10 Мбит/с)

Избирательные комиссии

0

тысячи избиркомов субъектов (90 Мбит/с) и территориальных избиркомов до (15 Мбит/с)

Пункты полиции и подразделения Росгвардии

0

подразделений Росгвардии (до 50 Мбит/с)

0

участковых пунктов полиции (10 Мбит/с)

Пожарные части

0

пожарных частей и постов (до 10 Мбит/с)

Для чего?

Интернет – в каждый дом

Не потенциальный выход в интернет, а реальное предоставление услуг

Конкуренция и поддержка региональных операторов (16 операторов связи, в том числе небольшие региональные компании, суммарная экономия для бюджета составляет более 92,1 млрд руб.)

Поддержка отечественных производителей

Подключение Чукотки к интернету

Подключить регион к магистральным линиям передач планируется с помощью подводной волоконно-оптической линии передачи (ПВОЛП) из Петропавловска-Камчатского в Анадырь.

Общая протяженность ПВОЛП составит 0 км, в том числе км пройдет по дну моря.

Пропускная способность линиине менее 100 Гбит/с (максимально до 8 Тбит/сек).

Предельный объем субсидии победителю конкурса:

234 млн руб.

500 млн руб.

4 млрд 10 млн руб.

2 млрд 184 млн руб.

1
2
3
4

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Дополнительно бюджету Чукотки будут предоставляться субсидии операторам на снижение тарифов на услуги доступа в интернет в течение всего периода строительства ПВОЛП

Население Чукотского автономного округа на январь 2019 года –

Из них городское население – 0 человек,

а 0 человек проживают в сельской местности.

Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет в Чукотском автономном округе 0,0%

Развитие «Интернета вещей»

В рамках национальной программы “Цифровая экономика” проводится исследование, связанное с анализом и оценкой адекватности возникающим рискам всех стандартов киберфизических систем, включая интернет вещей.

Цифровая трансформация энергетики, создание «умных» сетей, внедрение интернета вещей не только принесет плюсы самой энергетике, но и поспособствует созданию новых программных продуктов и ИТ-платформ.

Интернет вещей позволит собирать, анализировать данные и принимать решения на их основе практически в режиме реального времени.

Риски:

цифровизация энергетики ведет к большей уязвимости инфраструктуры;

отсутствие просчитанных решений успешности внедрения интернета вещей в масштабе страны;

интернет вещей подразумевает новые инвестиции, а для компаний важно окупить уже осуществленные затраты;

новые технологии приводят к новым угрозам информационной безопасности критической информационной инфраструктуры.

Приказом Минкомсвязи России от 29 марта 2019 г. № 113 утверждена Концепция построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» на территории Российской Федерации, а также план мероприятий по ее реализации.

Реализация пилотных проектов запланирована до конца 2020 года.

Развитие 5G

По итогам Всемирной конференции радиосвязи определен под системы связи 5G/IMT-2020 объем (более 10 ГГц) радиочастотного ресурса в т.ч. «миллиметровом» диапазоне (выше 24 ГГц).

Под сети связи пятого поколения ВКР-19 определила глобальные полосы частот в диапазонах: 24,25-27,5 ГГц, 37-43,5 ГГц и 66-71 ГГц.

Для внедрения 5G в России Минкомсвязь России считает оптимальным вариант создания единого инфраструктурного оператора (ЕИО).

Для свободного развития связи стандарта пятого поколения (5G) уже выделена радиочастота для тестирования.

Стоимость решения для создания инфраструктуры при наличии единого оператора сократится в 2 – 2,5 раза.

Масштабное внедрение нового стандарта – не раньше 2021 года.

Выбор регионов для пилотной зоны предстоит сделать оператору в зависимости от использования технологий на разных территориях.

В заявке операторов «большой четверки» значится около 20 субъектов РФ. До конца 2021 года сети связи пятого поколения должны быть развернуты не менее чем в 10 городах-миллионниках.

Запланировано выделение средств из федерального бюджета на общую сумму 42,7 млрд рублей в период с 2019 по 2024 годы.

Отмена платы за национальный и внутрисетевой роуминг

«Внутрисетевой роуминг» - это услуга, которая предоставляется абоненту, когда он выезжает за пределы своего домашнего региона, где зарегистрирована его сим-карта.

27 мая 2019 года утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 665 «О внесении изменения в Правила оказания услуг телефонной связи» о ликвидации внутрисетевого роуминга.

«Национальный роуминг» - включается, когда у оператора нет своей сети в том регионе, где в данный момент находится абонент. В этом случае его телефон автоматически подключается к сети другой сотовой компании, с которой у его оператора заключено соглашение.

27 декабря 2018 года Федеральный закон № 527-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи», фиксирующий отмену платы за национальный роуминг.

Статистика по услугам связи

За 9 месяцев 2019 г. объем доходов от услуг связи – 1 371,8 млрд рублей, (102,8% к уровню 9 месяцев 2018 г).

На конец 3 квартала 2019 г. число абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи – 305,4 млн, что на 5,2% больше по сравнению с уровнем 3 квартала 2018 г.

Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи на конец 3 квартала 2019 г. – 237,9 млн, увеличение по сравнению с уровнем 3 квартала 2018 г. – 3,9%.

Число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи, использующих услуги доступа к сети Интернет с заявленной скоростью более 256 кбит/с (мобильный ШПД), на конец 3 квартала 2019 г. – 140,2 млн абонентов, что больше на 17,2 млн абонентов больше уровня 3 квартала 2018 г.

Общее число активных абонентов фиксированного ШПД на конец 3 квартала 2019 г. – 32 250,4 тыс. абонентов (из них физических лиц – 30 457,7 тыс. абонентов), что на 0,8 млн абонентов больше (из них физических лиц – на абонентов), что на 0,7 млн) по сравнению с 3 кварталом 2018 г.

«Информационная безопасность»

Проект базируется на принципах информационной безопасности, включающих:

Использование российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности передаваемой информации, и процессов ее обработки

Преимущественное использование отечественного ПО и оборудования

Применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов

Cоздание условий для глобальной конкурентоспособности в области экспорта отечественных разработок и технологий обеспечения безопасности информации

Основные результаты 2019 года

>60%

Доля закупаемого и (или) арендуемого отечественного ПО (в стоимостном выражении) ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными государственными органами - более 60%;

8000

Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности - около 8,0 тыс. человек;

Разработаны технологические решения, обеспечивающие перевод на технологию распределенных реестров федеральных и региональных государственных информационных систем в целях повышения устойчивости и безопасности их функционирования;

Законодательно закреплены нормы, обеспечивающие преференции для компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения отечественного производства;

Создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции;

Утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

Введена в эксплуатацию система автоматизированного обмена информацией об актуальных киберугрозах, функционирующая на базе технической инфраструктуры Национального координационного центра по компьютерным инцидентам;

Разработан подход к созданию системы обучения, выделены ключевые домены кибербезопасности, проработана схема проведения мероприятий с привлечением ведущих технологических компаний.

Разработаны предложения по продвижению отечественных решений в области информационной безопасности за рубежом, определена система мер поддержки патентования продуктов российских производителей за рубежом.

Осуществляется выполнение работ по созданию:

отраслевого центра Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА);

Национального удостоверяющего центра, целью которого является формирование единого пространства доверия узлам русскоязычного сегмента сети «Интернет».

Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году:

экспортно-ориентированных компаний-разработчиков получат поддержку;

%

сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет» будет маршрутизироваться на территории России;

%

населения будут использовать средства защиты информации;

< %

будет составлять стоимостная доля закупаемого или арендуемого органами государственной власти иностранного программного обеспечения.

Киберполигон

Киберполигон является инфраструктурой для отработки практических навыков специалистов, экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и ИТ, а также для тестирования программного и аппаратного обеспечения путем моделирования компьютерных атак и отработки реакций на них.

Цели создания Киберполигона:

Системное развитие кадрового потенциала

Стимулирование обмена лучшими практиками обеспечения информационной безопасности между организациями

Повышение уровня защищённости программного и аппаратного обеспечения информационной и промышленной автоматизированной инфраструктуры организаций

Совершенствование методического и нормативного обеспечения процессов информационной безопасности организаций

Результаты работ:

В результате должна быть создана технологическая, методологическая и организационная инфраструктура Киберполигона, позволяющая обеспечить решение следующих задач:

повышение уровня практической подготовки в выявлении компьютерных атак;

проведение кибер-учений, соревнований и практических тренировок по информационной безопасности;

тестирование программного обеспечения, оборудования, элементов автоматизированных систем и систем промышленной автоматизации;

проведение открытых соревнований по поиску уязвимостей и тестированию программного обеспечения на защищённость;

наполнение Банка данных угроз и уязвимостей ФСТЭК России.

Развитие центров обработки данных (ЦОД)

Минкомсвязь России создаст «тепловую карту регионов» в зависимости от их привлекательности для строительства центров обработки данных (ЦОД).

2020 г

Система будет запущена к концу 2020 года.

2019 г

До конца 2019-го планируется утвердить Генеральную схему развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных в России до 2024 года.

2024 г

До 2024 года планируется построить 8 опорных центров обработки данных (ЦОД) в федеральных округах.

Развитие отрасли дата-центров – один из приоритетов федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика».

"Тепловая карта" упростит достижение целей национальной программы по строительству опорных ЦОД в каждом федеральном округе страны.

Услуги ЦОД будут использоваться по сервисной модели для Государственной единой облачной платформы (ГЕОП).

На реализацию мероприятий запланировано выделение средств из федерального бюджета в размере 13 млн рублей.

Минкомсвязь России определила площадку для строительства опорного ЦОД в ХМАО.

Создание Государственной единой облачной платформы (ГЕОП)

Проект создания ГЕОП направлен на обеспечение безопасности государственных данных за счет их отказо- и катастрофоустойчивой обработки

Участниками эксперимента стали:

Минкомсвязь России

Фонд социального страхования

Минюст России

Государственная фельдъегерская служба

ФТС России

Ростехнадзор

Росархив

Росимущество

Росгвардия

Минтруд России

Цели проведения эксперимента:

формирование и апробация методических, организационных и технологических условий для обеспечения возможности создания ГЕОП;

апробация функционала первой очереди федеральной государственной информационной системы "Управление государственной единой облачной платформой";

апробация новых подходов к обеспечению ФОИВ и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением с использованием ГЕОП;

формирование действующей модели бесперебойного функционирования государственных информационных систем с использованием ГЕОП.

Создание ГЕОП будет способствовать развитию отечественного рынка вычислительного оборудования и программного обеспечения.

Использование ГЕОП повысит эффективность использования информационных систем, а также информационную безопасность – самих систем, персональных данных российских граждан и значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

Суперсервисы

В рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" осуществляется разработка 24 суперсервисов.

На сегодняшний день:

с 1 ноября 2019 г. запущен суперсервис "Оформление европротокола онлайн" в пилотных регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Татарстан);

Утверждены целевые состояния по 7 суперсервисам:

  • "Оформление европротокола онлайн",
  • "Цифровое исполнительное производство"
  • Поступление в ВУЗ онлайн",
  • "Пенсия онлайн",
  • "Трудовые отношения онлайн",
  • "Рождение ребенка"
  • "Мое здоровье онлайн"

оставшиеся суперсервисы находятся в высокой стадии готовности.

В 2020 году планируется частичная реализация 18 суперсервисов.

С целью информирования граждан о разрабатываемых суперсервисах, Минкомсвязью России разработаны промо-страницы на базе ЕПГУ.

На сегодняшний день разработаны промо-страницы по 15 суперсервисам.

По состоянию на сегодняшний день главную страницу сайта суперсервисов посетили 588 628 человек.

Более 88,5% опрошенных граждан идея создания суперсервисов понравилась.

ГосWEB информационно-сервисная экосистема в модели "одного окна".

Единая дизайн-система
  • Унификация пользовательских интерфейсов сайтов органов власти и учреждений;
  • Библиотека элементов
    визуально-графического оформления.
Облачный конструктор сайтов
  • Типовые шаблоны сайтов органов власти и учреждений, предусматривающие новый стандарт раскрытия информации;
  • Интеграция с сервисами для граждан и бизнеса;
  • Единые правила и механизм информационно-контентного наполнения сайтов для государственных и муниципальных органов и учреждений
Цифровой ассистент
  • Диалоговый инструмент получения государственных и муниципальных услуг и сервисов
  • Интеллектуальный помощник и навигатор для граждан и бизнеса в решении задач, связанных с государством
  • Персонализированное предложение услуг и сервисов

Государственная автоматизированная система РФ «Выборы»

Задачи ГАС «Выборы»:

  1. Планирование, подготовка и проведения выборов;
  2. Учёт избирателей;
  3. Ввод сведений о кандидатах в депутаты;
  4. Проведение голосования;
  5. Подведение итогов и последующая статистическая обработка результатов выборов.

Программно-технические средства ГАС «Выборы» развернуты:

в Центральной избирательной комиссии РФ 1
в избирательных комиссиях субъектов РФ 85
в избирательных комиссиях муниципальных образований <60
в окружных избирательных комиссиях <225
в территориальных избирательных комиссиях <2800

Для избирателей разработаны электронные устройства для голосования:

комплексы обработки избирательных
бюллетеней (КОИБ-2017)
комплексы технических средств
для цифровых участков:
  • в 2019 г. – 30;
  • планируется в 2020 г. – 1000, в 2021 г. – 5 000.

Единая биометрическая система (ЕБС)

Единая биометрическая система (ЕБС) – это национальная платформа, позволяющая проводить удаленную идентификацию клиента с использованием его биометрических данных.

Преимущества удаленной идентификации

Бизнес

  • снижение затрат на обслуживание

  • неограниченная география присутствия

  • перевод услуг в полностью цифровой вид

  • достоверные данные о клиентах

  • дистанционная идентификация и заключение договора

Граждане

  • получение услуг в любом месте и в любое
    время

  • усиленная безопасность

  • без бумажных договоров

  • возможность выбора лучших предложений
    на рынке

Единая биометрическая система (ЕБС)

Возможности ЕБС

Сегодня:

регистрируют
в системе

987
городов
192
банка

11 000
отделений

подключено
к ЕБС

банка

количество зарегистриро-
ванных

> 000

Биометрические факторы:

лицо
голос

Банковский
сектор:

  • Открытие счета (вклада)

  • Получение кредита

  • Перевод средств

Завтра:

Биометрические факторы:

  • поведение
  • отпечаток пальца
  • рисунок вен, ладони
  • новые факторы
  • радужка и вены глаз

Любой сектор:

Офлайн

  • Обслуживание без паспорта (МФЦ, банки, Почта России и т.д.)
  • Доступ на объекты по лицу (Био СКУД: стадионы, школы, защищенные объекты)
  • Оплата по лицу без карты и смартфона (совместно с НСПК, СБП, банками-партнерами)
  • Идентификация личности без документов (ГИБДД, РЖД и т.д.)
  • Подтверждение возраста (ритейл)
  • Видеоаналитика (общественная безопасность, идентификация правонарушителей)

Онлайн

  • Государственные услуги, замена КЭП при юридически значимых операциях
  • Новые услуги для банков (антифрод, 3d secure, ПОД/ФТ, обслуживание ЮЛ и ИП)
  • Авторизация без логина-пароля (ПК и мобильные приложения)
  • Доступ к корпоративным ресурсам
  • Подтверждение возраста (алкоголь, медикаменты)
  • Онлайн оплата по лицу и иное

Электронный паспорт

Электронный паспорт - основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем информации с бесконтактным интерфейсом.

Выдача и оформление – вся территория России в подразделениях МВД России и МФЦ.

Основные цели введения электронного паспорта:

Построение механизма гарантированного удостоверения и верификации личности граждан.

Повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.

Создание условий для существенного роста доли электронных операций и новых электронных сервисов.

Повышение защиты от мошеннических способов использования документов и персональных данных.

Сокращение количества документов в бумажном виде.

Повышение уровня доверия к предоставляемым государственным и иным услугам.

Электронный паспорт

НПА, регламентирующее требования
к Электронному паспорту

Разработка и подготовка
к опытной эксплуатации

Запуск эксперимента на
территории г. Москвы – июль 2020 года.

Формирование проектных решений по оформлению, выдаче и использованию электронного паспорта с применением ведомственных сегментов Минкомсвязи России, МВД России, Минфина России системы "Мир"

Разработка компонентов мобильной
платформы

Эксперимент предполагает оформление и выдачу персонализированного мобильного приложения на базе МФЦ для применения в рамках следующих кейсов:

продажа алкогольных и табачных изделий по предъявлению мобильного приложения в пилотных точках продаж;

автоматизированный проход в здание мировых судей;

льготный проход в музей по мобильному приложению;

получение выбранных пилотных услуг в МФЦ

аутентификация на портале mos.ru (подверженная учетная запись);

аутентификация в мобильном приложении каршеринга.

С 1 августа 2017 г. был реализован упрощённый въезд с использованием электронных виз на территории Дальневосточного Федерального округа.

С 1 июля 2019 года в Калининграде и Калининградской области и 1 октября 2019 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области упрощен въезд для граждан 53 иностранных государств.

1

Бесплатно выдается однократная электронная виза: деловая, туристическая или гуманитарная.

2

Выдача происходит на базе системы «Мир» - на основании решения МИД России.

3

Срок визы -до 30 календарных дней с разрешенным сроком пребывания в стране не более 8 суток.

4

С 1 января 2021 года срок визы планируется продлить до 16 дней. (на всей территории Российской Федерации).

5

Упрощенный визовый режим позволит повысить туристический поток: яхтенный, водный, медицинский, образовательный и событийный туризм.

На какие страны распространяется право получения электронной визы?

Австрия

Андорра

Бахрейн

Бельгия

Болгария

Ватикан

Венгрия

Германия

Греция

Дания

Индия

Индонезия

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Катар

Кипр

Китай (включая Тайвань)

КНДР

Кувейт

Латвия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Малайзия

Мальта

Мексика

Монако

Нидерланды

Норвегия

Оман

Польша

Португалия

Румыния

Сан-Марино

Саудовская Аравия

Северная Македония

Сербия

Сингапур

Словакия

Словения

Турция

Филиппины

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швейцария

Швеция

Эстония

Япония

Схема применения электронных виз

МИД России

1

Заявка на сайте МИД России

2

Решение
о выдаче визы

3

Отправка
электронной визы

6

Подтверждение
о доставке на ППр

7

Уведомление
о визе

  • от 2 часов
  • до 4 дней

ДЕЙСТВУЕТ 30 ДНЕЙ

8 дневное посещение страны

Минкомсвязь России

Транспортные компании

9

Информация о въездах/выездах

4

Рассылка в пункты пропуска

5

Подтверждение от каждого ППр

8

Предъявление и въезд

ФСБ России

Пункты пропуска ПС ФСБ России

Применение электронных виз (Общая статистика по состоянию на 19.12.2019:)

1 Дальневосточный Федеральный округ:

оформлено

более 0 тысяч
электронных виз

Въехало

0, тысяч
иностранных граждан

Выехало

0, тысяч иностранных граждан

2 Калининградская область:

оформлено

более 0, тысячи
электронных виз

Въехало

0, тысячи иностранных граждан

Выехало

0, тысяч иностранных граждан

3 г. Санкт-Петербург и Ленинградская область:

оформлено

более 0, тысячи
электронных виз

Выехало

0, тысяча иностранных граждан

Въехало

0, тысяч иностранных граждан

Предоставление ИКТ-сервисов
на чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года

> ДНЕЙ:

предоставления сервисов

Мобильная связь

4 оператора

2 млн абонентов

5,8 млн звонков

8,5 млн минут

258 Терабайт

Спутниковая связь

Спутник «Ямал-202» 13 земных станции спутниковой связи Передача трансляций 64 матчей в вещательный центр г. Москва и резервный вещательный центр в г. Цюрих (Швейцария)

Фиксированная связь

260 Терабайтслужебный трафик

Кабельное телевидение

Более 5 тыс. экранов

343 тыс. часов просмотра

Сеть Public Wi-Fi

370 тыс. абонентов

38 Терабайт скачано

27 Терабайт загружено

Телевизионные трансляции

Обеспечена пропускная способность 200 Гбит/сек. на каждый город

Цифровая радиотелефонная связь TETRA

11 тыс. абонентских станций совершили 1,2 млн вызовов

Удаленный перевод

Обеспечена трансляция 129 пресс-конференций на 18 языках

Предоставление ИКТ-сервисов на Универсиаде-2019

> ДНЕЙ:

предоставления сервисов

Единая информационная система (ЕИС)

16 интегрированных программных модулей

Мобильная связь

«ВымпелКом», «МегаФон» «МТС», «Т2 Мобайл» 500 антенн и более 350 стоек с телекоммуникационным и радиопередающим оборудованием

Wi-Fi

Реализована сквозная авторизация

Компоненты ИКТ-инфраструктуры:

Единая информационная система (ЕИС),

пассивные, активные и беспроводная сети на объектах,

магистральная сеть передачи данных,

основной и резервный центры обработки данных,

подсистема информационной безопасности,

систему телефонной и видео-конференц-связи,

контакт-центр,

инфраструктура Командного центра,

система контроля и управления физическим доступом,

цифровую радиосвязь служебного назначения,

услуги спортивного хронометража.

Уникальные ИКТ-сервисы, задействованные
на чемпионате мира FIFA 2018 года и Универсиаде-2019

Уникальная инфраструктура мобильной связи на стадионах с высокой пропускной способностью при максимальной плотности потребителей.

Технология доставки вещательного трафика сверхвысокой чёткости по межгородским магистральным оптоволоконным каналам с использованием адаптационного оборудования. (Трансляция в UltraHD 4K)

Телевидение с минимальной задержкой для медиа-трибун стадионов в цифровом формате FullHD с использованием инновационных российских технологий.

Удалённый перевод пресс-конференций и брифингов единой командой переводчиков и передача результатов удалённого перевода на разных языках телевещателям, СМИ и пользователям в залах пресс-конференций.

Каналы связи пропускной способностью 200 Гбит/с будут использованы для обеспечения информационно-коммуникационной инфраструктуры РФ

Новые технологии и подход в обеспечении синхронного перевода

Единая информационная система (ЕИС), состоящая из 
16 программных модулей

Смонтировано более 500 антенн и установлено более 350 стоек с ИКТ-оборудованием

Паспорт болельщика (Fan ID)

«Паспорт болельщика» – один из основных механизмов обеспечения безопасности спортивного мероприятия. Его необходимо получить каждому зрителю для посещения матчей Чемпионата Европы по футболу 2020 года (UEFA EURO 2020) в Санкт-Петербурге.

10 октября 2019 года, запущен портал для приема заявок на получение «Паспорта болельщика» – www.fan-id.ru.

Центры выдачи Паспортов
болельщика будут открыты:

г. Санкт-Петербург

г. Москва

Fan ID представляет собой заламинированный бланк с данными пользователя и фотографией:

  • он является именным;

  • оформляется бесплатно и действует на все матчи чемпионата в Санкт-Петербурге (4 матча);

  • обеспечивает безопасный проход и комфортное пребывание на стадионе;

  • иностранным зрителям «Паспорт болельщика» дает право безвизового въезда в Россию (в период с 30 мая по 3 июля 2020 года) и выезда из нее (в период с 30 мая по 13 июля 2020 года) .

На прошедших в России Кубке конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионате мира по футболу FIFA 2018 года проект был успешно реализован и получил положительные отклики от: глав государств, FIFA, международных спортивных организаций, зрителей.

Переход на цифровое телевидение

Минкомсвязью России и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» проведена информационная кампания и разъяснены действия, необходимые для подключения к цифровому телевидению:

приобретение современного телевизора или приставки

подключение к оператору платного телевидения

Обеспечена доступность для всего населения 20 обязательных общедоступных телевизионных и 3-х радиоканалов.

Сокращено аналоговое вещание в населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек.

Этапы отключения аналогового телевещания:

Успешно реализован пилотный проект отключения «аналога» в Тверской области, который стартовал

1

Первый этап отключения 7 регионов
(Магаданская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области)

3

Третий этап на «цифру» перешли еще 36 регионов страны с населением в 60 млн человек
(общее количество россиян, которые смотрят федеральные телеканалы только в «цифре» - около 110 млн.)

Цифровые телесети полностью заработали во всех регионах страны. 20 каналов сейчас доступны не менее чем 98,4% населения России.

2

Второй этап отключения
20 регионов

4

Четвертый этап перехода на цифровое телевещание
- аналоговый сигнал отключен в 21 регионе.

Экспорт отечественных ИКТ

Мероприятия по поддержке ИКТ-экспортеров:

запуск программы субсидирования процентной ставки кредитов АО «РОСЭКСИМБАНК» в целях поддержки экспорта ИКТ-услуг;

запуск программы субсидирования затрат ИТ-компаний на локализацию программных продуктов;

финансирование части затрат.

Основными задачами Минкомсвязи России по поддержке ИКТ-экспорта являются:

координация поддержки экспорта продукции, российских компаний ИТ-отрасли;

развитие экспорта отечественного программного обеспечения;

организация осуществления законодательной инициативы в сфере упрощения и облегчения экспорта продукции и услуг;

организация и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности Минкомсвязи России для продвижения российской продукции и отечественных компаний ИТ-отрасли;

подготовка предложений по выработке государственной политики и подготовка предложений по нормативно-правовому регулированию в сферах экспорта и таможенно-тарифного регулирования.

Осуществляется сотрудничество:

Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Вьетнамом, Словенией, Ираном, Турцией и Азербайджаном и др.

Страны БРИКС

(основные направления сотрудничества: цифровая взаимосвязанность, инновации, развитие человеческого потенциала, цифровая трансформация, цифровая инклюзивность, электронное правительство).

ЕАЭС

(ведется работа по направлениям: реализация цифровой повестки до 2025 года, создание трансграничного пространства доверия, создание единого тарифного пространства на услуги связи).

Централизованные закупки программного обеспечения

Минкомсвязью России в 2019 году осуществлены централизованные закупки антивирусного и офисного программного обеспечения в интересах 51 федерального органа исполнительной власти (ФОИВ).

Антивирусное программное обеспечение
по 4 классам защищаемых объектов:

автоматизированное рабочее место,

сервер,

почтовый и интернет шлюз.

Офисное программное обеспечение:

текстовый и табличный редакторы,

редактор презентаций,

программное обеспечение файлового менеджера,

почтовое приложение,

органайзер,

средство просмотра,

коммуникационное программное обеспечение.

Общий объем закупаемых
в 2019 году лицензий:

на офисное программное
обеспечение – 222,7 тыс.

на антивирусное программное
обеспечение – 515,2 тыс.

Программное обеспечение будет поставляться удаленно – путем передачи данных для скачивания установочных файлов и ключей посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Результаты реализации централизованных закупок:

Экономия средств федерального бюджета за счет больших объемов закупки;

Стандартизация подходов ФОИВ по обеспечению информационной безопасности;

программное обеспечение файлового менеджера,

Ускоренный переход ФОИВ на отечественное офисное программное обеспечение;

Поддержка отечественных производителей программного обеспечения.

Кадры для цифровой экономики

Система мер поддержки проектов по развитию «сквозных» цифровых технологий создана для реализации федерального проекта «Цифровые технологии».

В рамках федерального проекта предусмотрено 3 ключевых направления:

обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;

поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики;

содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

Проведены тематические смены в детских лагерях для школьников по передовым направлениям (на 01.11.2019 – посетили 7 490 детей).

Прорабатывается решение об увеличении показателя не менее чем до 10 000 человек.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) в рамках государственного задания по состоянию на 01.11.2019 г. уже обучено 7 136 работающих специалистов. необходимым компетенциям и технологиям (к концу года планируется 13,5 тысяч).

Минтрудом России в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» актуализировано 52 проекта (при запланированных 62 ), среди которых разработаны 5 проектов профессиональных стандартов и 47 проектов актуализируемых профессиональных стандартов.

Достигнут показатель в 50 тыс. человек по числу принятых на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий.

Программа «Урок цифры».

  • Проект охватывает 20 тыс. школ в 85 регионах.
  • На сайте проекта было пройдено более 14 млн игровых обучающих сессий.
  • Более 150 педагогов из 14 регионов прошли обучение.

Развитие почтовой связи, акционирование АО «Почта России»

Процесс трансформации Почты России начался 29 июня 2018 года.

20 сентября 2019 года подписаны распоряжения Правительства РФ, утверждающие Устав АО «Почта России» и передаточный акт.
1 октября 2019 года создано АО «Почта России», 100% акций принадлежат государству.

В Уставе АО «Почта России» сформирован широкий перечень видов деятельности (70 видов) и определены необходимые услуги:

обеспечение доступа к государственным и муниципальным услугам в электронной форме;

оказание услуг по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров;

оказание складских услуг, включая в том числе разгрузку, отгрузку, сборку, комплектацию и упаковку грузов и товаров;

осуществление выплаты наличных денежных средств с использованием пластиковых карт.

Почтовый оператор включает в себя 42 тысячи отделений
по России и штат около 350 тысяч почтовых работников.

В 2019 году запущена масштабная программа по повышению заработной платы сотрудникам основного производства: почтальонам, операторам почтовой связи, начальникам отделений и их заместителям.

АО «Почта России» имеет

0 филиалов.

1.05
2018 г.
2019 г.

С 1 мая в среднем на 20% выросли заработные платы у 48 тыс. сотрудников в 17 регионах России.

1.09
1.05
2018 г.
2019 г.

С 1 мая в среднем на 20% выросли заработные платы у 48 тыс. сотрудников в 17 регионах России.

На увеличение дохода сотрудников в ближайшие
1,5 года – 11,5 млрд рублей.